Конкурс по сооружению памятника первому русскому актеру Волкову 1911 №43

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск

Конкурс по сооружению памятника первому русскому актеру Волкову.

(С 3 рис. на стр. 716).

На-днях в залах Императорской Академии Художеств состоялись конкурс и присуждение премий за лучшую модель памятника основателя русскаго театра—Волкову. Из двадцати с лишним моделей премированы две. Одна— скульптура Малашкина, другая—плод совместной работы Козлова и Дитриха. Оба они получили первую премию, Малашкин—вторую.

Федор Григорьевич Волков, первый русский актер, подобно своему великому современнику Ломоносову, вышел из народа, вернее— из купеческой среды. Но и сыну средняго купца в то далекое время трудно было пробить себе дорогу к известности и славе. И только энергией Волкова, талантливостью его богатой натуры и страстной любовью к искусству объясняется та блестящая карьера, которую он сделал. Тяготение к театру сказывалось у Волкова уже в детстве. Собрав юную труппу, которой он был и режиссером и вдохновителем, Волков ставил спектакли в кожевенном сарае своего отчима, ярославскаго купца Полушкина. Местный воевода Мусин-Пушкин обратил внимание на даровитаго юношу и всячески поощрял его увлечение театром. Затем купец Полушкин отправил Волкова по торговым делам в Петербург. Здесь он все свободные вечера отдавал театру, посещая Императорскую" итальянскую оперу и сухопутный кадетский корпус, где кадеты разыгрывали трагедии Рассина, Вольтера и Сумарокова. Все эти впечатления внушили Волкову мысль создать у себя на родине, в Ярославле, настоящий театр. Вскоре слухи о необыкновенной труппе Волкова в Ярославле достигли Петербурга. Императрица Елисавета Петровна вызвала Волкова в Петербург. В столице Волков со своими товарищами дебютировал перед императрицей в „Хореве“. Так началась официальная артистическая деятельность Волкова. К сожалению, смерть унесла его в самом расцвете сил. Он скоропостижно умер, простудившись в Москве во время коронационных торжеств, на которых ему было поручено устройство маскарада „Торжествующая Минерва“ в честь императрицы Екатерины.

Скоро исполнится полтора века со дня безвременной кончины основателя русскаго театра. К этому юбилею и приурочен памятник Волкову в Ярославле. Возвращаясь к премированным моделям, заметим, что Дитрих и Козлов изобразили фигуру Волкова в момент произнесения трагическаго монолога; фигура эта вылеплена мастерски и с сильной экспрессией. Фигура стоит на четырехгранном цоколе, украшенном по углам античными масками. Эскиз Малашкина более реален и подходит скорее к живо схваченному портрету.

Признательный своему знаменитому гражданину, Ярославль не ограничивается одним памятником. В память Волкова город выстроил новый театр, красивый и внушительный как в смысле внешняго вида, так и прекрасно отделанный внутри.

Niva-1911-43-cover.png

Содержание №43 1911г.: ТЕКСТЪ: Заколдованный круг. Повесть В. Тихонова. (Окончание). — Франц Лист. Очерк А. Коптяева. (Окончание). — Стихотворение Л. Дудина.—У Троеручицы. Разсказ X. Таешемскаго. — Проекты памятника в память 300-летия Дома Романовых. — Столетие Императорскаго Александровскаго Лицея.—Конкурс по сооружению памятника первому русскому актеру Волкову. — Безпомощность Турции и затруднения Италии (Политическое обозрение).—С. Н. Худеков.—А. К. Гермониус.—П. В. Кузнецкий.—К рисункам.—Объявления.

РИСУНКИ: Испанские цыгане.—„Искони на Руси святой“.—Тристан и Изольда.—Петр в Голландии (Амстердам, верфь Ост-Индской компании).—Монастырь.— Конкурс проектов памятника в Костроме в ознаменование 300-летия Дома Романовых (3 рисунка). — Столетие Императорскаго Александровскаго Лицея (7 рисунков и 2 портрета). — Конкурс по сооружению памятника первому русскому актеру Волкову (3 рисунка).—С. Н. Худеков.—А. К. Гермониус.—П. В. Кузнецкий.

К этому № прилагается „Полнаго собрания сочинений А. Ф. Писемскаго" кн. 35.