Н. Ф. Сазонов

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск
Файл:1903-02-39-1-n-f-sazonov.png
Н. Ф. Сазонов († 22 декабря 1902 г.)

(Портр, на этой стр.)

Императорская драматическая сцена в С.-Петербурге понесла тяжелую утрату: 22-го декабря минувшаго года скончался известный артист Николай Федорович Сазонов.

Его имя было чрезвычайно популярно. Более сорока лет оно не сходило с афиш, а за последние годы Сазонов справедливо считался одним из немногих столпов Александринскаго театра. В течение сорока лет он нес на себе самый разнообразный репертуар и в продолжение своей сценической деятельности прошел чрез несколько амплуа. Теперешние посетители русской драмы, наверное, с трудом могли бы представить Сазонова, например, хотя бы в роли Париса в «Прекрасной Елене», или в трагической роли Уриэля - Акосты! А между тем были такия времена, когда Сазонов пел в оперетке и выносил на своих плечах трагический репертуар. Между этими двумя полюсами заключается целый мир других ролей, и Сазонов последовательно прошел их все и создал необозримое количество типов, в числе которых мы должны упомянуть Чацкаго, Репетилова, Тартюфа, Чичикова, Белугина, «Джентльмена», Никиту во «Власти тьмы», полковника Олтина в «Старом закале», Карандышева в «Безприданнице» и множество ролей в других бытовых пьесах Островскаго. Игра Н. Ф. Сазонова в «Безприданнице» вместе с В. Ф. Коммиссаржевской производила потрясающее впечатление. Пьеса Островскаго была, словно нарочно, написана для этих двух артистов, и образ несчастнаго, забитаго и осмеяннаго бедняка Карандышева навсегда оставался у зрителей в памяти, благодаря художественной игре Сазонова.

Другую сторону деятельности покойнаго артиста составляет его участие в трудах с.-петербургскаго общества трезвости, направленных к организации разумных развлечений для народа. Этому делу Сазонов предавался, буквально, забывая себя. Он создал театры в Екатерингофе, Полюстрове, в Таврическом саду и, наконец, в «Народном доме Императора Николая ІІ-го».

Когда покойный артист принял на себя задачу помогать обществу трезвости, дело, начатое этим обществом, было еще совсем маленькое. Сазонов поставил его на ноги, на небрльшия суммы организовал драматическую, балетную и оперную труппы и сумел собрать кругом себя много талантливой артистической молодежи. Блестящая постановка пьес в упомянутых театрах, прочная и дельная организация народных развлечений, словом, все нынешние успехи общества—исключительно дело рук Н. Ф. Сазонова. Он сам выбирал и пъесы для театров, превосходно зная русскую и иностранную драматическую литературу. В «Народном доме» он самолично поставил сложную и эффектную пьесу В. Крылова «Петр Великий», при чем самая идея написания этой пьесы была дана почтенному драматургу тем же Сазоновым.

Н. Ф. Сазонов родился 20-го апреля 1843 г. и воспитывался. в частном пансиони Лукьянова. О театральной деятельности он сначала и не думал и готовился в инженеры путей сообщения: ему приходилось в те времена заботиться о всей своей семье, находившейся на его попечении, и он, ради куска хлеба, поступил на железнодорожную службу. Но вскоре он увлекся сценическим искусством, бросил железнодорожное дело и поступил в театральное училище. Еще будучи учеником, во время вакаций, Сазонов, опять-таки ради куска хлеба для семьи, уезжал в провинцию и под псевдонимом Шувалова играл на разных сценах. Впервые он появился на сцене владимирскаго театра, а затем играл в Нижнем-Новгороде. В 1862 году он был выпущен из театральная училища и дебютировал на сцене Александринскаго театра в комедии Дружинина «Не всякому слуху верь». Дебют был удачен, и Сазонова приняли в драматическую труппу императорских артистов. С той далекой поры и до самаго последняго времени Сазонов ни разу не изменял Александринскому театру и все время оставался в числе его артистов.