Столетие Казанскаго собора 1911 №40

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск

Столетие Казанскаго Собора.

(С 5 рис. и портр. на стр. 742 и 743).

15 сентября с. г. исполнились ровно сто лет со дня окончания постройки одного из красивейших храмов не только у нас, но и в Европе. Этот храм — Казанский Собор в Петербурге на Невском проспекте. Прототипом его является знаменитый Собор Св. Петра в Риме. Конечно, римский храм много величественнее и грандиознее. Но с точки зрения стройности пропорции пальма первенства за Казанским Собором. В нем больше единства и общей гармонии. Оно и понятно. Храм строился на протяжении всего десяти лет и руководил его созиданием единственный зодчий Воронихин, если не считать незначительно помогавшаго ему Захарова. Что же касается Собора Св. Петра, то он строился едва ли не около трехсот лет. При чем архитекторами его были и Микель-Анджело, и Брунелески, и Вазари, и Гибберти, и даже Рафаэль. Это—главные, не считая второстепенных. При таких условиях мудрено, в самом деле, требовать гармонии и единства.

Чрезвычайно красивы крытые коллонады Казанскаго Собора, подковой расходящияся от главнаго корпуса. Идея этого храма принадлежит императору Павлу. Им утверждены были планы академика Воронихина и собрана строительная комиссия под председательством графа А. С. Строганова. Приступили же к работам лишь в 1801 году, после смерти Павла. Стиль, в котором построен Собор,—стиль итальянскаго Возрождения. В украшении и декоративном убранстве принимали участие лучшие скульпторы и живописцы, как современники, так и позднейшаго периода. В нишах главнаго фронтона обращают внимание монументальные бронзовые статуи Іоанна Крестителя, Владимира Святого, Александра Невскаго и Андрея Первозваннаго. Первая исполнена Мартосом, две последующия—Пименовым и четвертая—Демут-Малиновским.

Внутри Собора живопись принадлежит кисти таких мастеров, как Боровиковский, Басин, Брюллов, Шебуев и Егоров. Иконостас главнаго алтаря удивляет тонкостью своей чеканной работы. Около ста пудов серебра пошло на главный иконостас. Половина этого количества была принесена в дар храму Казанской Божьей Матери донскими казаками, которые отбили в 1812 году это серебро у французов. Вообще с этим храмом связано много воспоминаний об Отечественной войне. В Казанском Соборе—гробница героя 12-го года, фельдмаршала князя Кутузова-Смоленскаго. Стены храма в некоторых местах покрыты французскими знаменами, отнятыми нашими войсками во многих сражениях.

Остановимся теперь на личности того, чьими трудами и талантом создан был этот прекрасный Собор, на протяжении целаго века чарующий всех, кто его видел и видит. Андрей Никифорович Воронихин, подобно строителю Академии Художеств Кокоринову, происходил из народа. Родился он в Пермской губернии и был крепостным графа А. С. Строганова, человека просвещеннаго и по тому времени чрезвычайно гуманнаго. У маленькаго Андрюши рано обнаружились способности к рисованию. Об этом случайно узнал граф, и, когда Воронихину исполнилось семнадцать лет, Строганов отправил его в Москву, чтоб он серьезно занялся художественным образованием. Под руководством архитекторов Баженова и Казакова Воронихин много и усердно работал и был переведен по желанию графа в Петербург. С 1784 по 1790 г. Воронихин по воле графа совершил четыре поездки по России и Западной Европе. Сопровождал его знаменитый Ромм, с матери котораго Воронихин написал превосходный портрет. За границей он серьезно изучал перспективу, архитектуру и много работал в области пейзажной живописи. Кроме того, Воронихин интересовался математикой и естественными науками, физикой, механикой и астрономией. Из этого краткаго перечня видно, какой это был разносторонний талант. Граф Строганов оценил Воронихина по достоинству и в день, когда художнику исполнилось двадцать семь лет, он получил отпускную, сделавшись таким образом совершенно свободным. По возвращении в Петербург, Воронихин продолжал заниматься перспективой и миниатюрной живописью. В 1794 г. он представил в Академию Художеств картину, изображающую в перспективном виде картинную галлерею графа Строганова, и получил за эту работу звание академика. Картина эта находится теперь в Академии. Но главная художественная заслуга Воронихина, это—проект и постройка Казанскаго Собора.

Закладка Собора последовала 27 марта 1801 г., а окончен он в сентябре 1811 года. Из других построек Воронихина известны: дом Государственнаго Казначейства, здание Горнаго института, коллонады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске и др. Умер Воронихин в 1814 г. и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. В большинстве случаев Воронихин придерживался стиля итальянскаго Возрождения и псевдоклассицизма, господствовавшаго во второй половине XVIII века.

Niva-1911-40-cover.png

Содержание №40 1911г.: ТЕКСТЪ: Заколдованный круг 1911 №40. Повесть В. Тихонова.—Птица. Разсказ Бориса Лазаревскаго.—Юбилейная Царскосельская выставка.— Столетие Казанскаго собораПолитическое обозрение.—К рисункам.—Объявления.

РИСУНКИ: Дедушкино пиво.—Высокий гость.—Хорошее угощение.—XXX выставка картин Общества Русских Акварелистов в С.-Петербурге.—Постановка „Живого трупа“ Л. Н. Толстого на сцене Московскаго Художественнаго театра (7 рисунков).—Юбилейная Царскосельская выставка (10 рисунков).-Карта театра военных действий между Италией и Турцией.—100-летие Казанскаго собора (6 рисунков и 1 портр.).—Гибель французскаго броненосца „Libertê“ 12 сентября с. г. (2 рисунка).

К этому № прилагается: I) „Ежемес. литерат. и популярно-научные приложения“ за октябрь 1911 г., 2) „ПАРИЖСКИЯ МОДЫ“ за октябрь 1911 г. с 37 рис. и отдельн. лист. с 28 черт. выкр. в натур. величину и 27 рис. дамских рукоделий.