Къ рисункамъ (1903-01)

From Niva
(Redirected from Къ рисункамъ)
Jump to: navigation, search
Императорскiй Эрмитажъ. «Читающiй старикъ». Картина Веласкеца, грав. Паршивикова
Самсонъ и Далила. Картина Соломона-Соломона, по грав. Бонга, авт. «Нивы»

Тихимъ шорохомъ прокрадываются ядовитыя рѣчи къ уху почтеннаго боярина: хитрый дьякъ склонился къ нему и шепчетъ ему на ушко злой наговоръ на врага. Окольными путями, тихими рѣчами, извѣтами и клеветой легко добиться его паденія; гораздо легче, чѣмъ открытою борьбою. И внимательно слушаетъ бояринъ тихую рѣчь, незамѣтно подползающую къ самому его сердцу и обвивающую его крѣпкою паутиной клеветы.

И «клевета растетъ, растетъ, въ злую тучу собирается, — какъ поется въ «Севильскомъ цырюльникѣ»:—и, какъ бомба, разрывается»...

Недаромъ образовался даже особый терминъ «наушничество», обозначающiй всѣ эти разговоры «на ушко», гдѣ-нибудъ по угламъ, втихомолку. И мы хорошо изъ исторій, какъ много жертвъ погибло у насъ отъ наушничества хотя бы въ годы Іоанна Грознаго и Бориса Годунова!

Изящный рисунокъ художника, акад. Н. П. Шаховского, чрезвычайно живо изображаетъ эту, далеко не изящную въ нравственномъ смыслѣ, сценку, случающуюся, увы, и въ наши времена. Клевета никогда не умираетъ въ этомъ прекраснѣйшемъ изъ міровъ!

Н. П. Шаховской является авторомъ весьма многихъ интересныхъ картинъ, этюдовъ и рисунковъ. Нѣкоторые изъ нихъ въ свое время воспроизводились на страницахъ Нивы. Таковы: «Утро великой субботы», «Опальный бояринъ», «Ангелъ вопiяше благодатней», «Моленіе о чашѣ» , «Последнiя минуты семейства Годуновыхъ» и пр. Кисти Н. П. Шаховского принадлежатъ также портреты Нобеля, бар. Корфа, Леве, проф. Быстрова и пр. Всѣ эти произведенія указываютъ крупный талантъ художника и отличаются правдивостью и экспрессіей.

Въ настоящее время у Н. П. Шаховского находится въ мастерской большая картина изъ русской исторіи, изъ эпохи царствованія императора Александра II.

Эта картина поражаетъ своей глубокою трогательностью и художественной правдой и со временемъ, вѣроятно, сдѣлается украшеніемъ одного изъ русскихъ музеевъ.

«Съ новымъ годомъ — съ новымъ счастьемъ!» Съ этимъ привѣтствіемъ приходится сегодня предстать маленькой дѣвочкѣ предъ своей мамашей. Торжественность момента, а главное, то обстоятельство, что поздравленіе нужно прочесть въ стихотворной формѣ, немножко смущаютъ и конфузятъ маленькую поздравительницу, и надо полагать, что, въ концѣ концовъ, мамаша придетъ къ ней на помощь и сама же подскажетъ ей все поздравленіе до послѣдней строчки. Обѣ эти особы, изображенный на прелестной картинѣ Р. Визернъ, достаточно молоды и радостны, и пожеланіе «новаго счастья» для нихъ отнюдь не пустой звукъ, равно какъ и лишній «новый годъ» нисколько еще ихъ не устрашаетъ. Молодость не боится новыхъ годовъ и не жалѣетъ старыхъ, и потому въ ея устахъ новогоднее поздравленіе всегда бываетъ искренно и радостно.

Торжественное вступленіе въ міръ новаго года представляетъ хотя и избитую, но, тѣмъ не менѣе, излюбленную тему для поэтовъ и композиторовъ. Въ жизни каждаго человѣка новогодній моментъ всегда бываетъ отмѣченъ особымъ богатствомъ думъ, надеждъ, желаній и особеннымъ возвышеннымъ настроеніемъ. Поэты увлекаются богатствомъ новогоднихъ мыслей, а композиторы стремятся излить въ звукахъ торжественное или мечтательное новогоднее настроеніе. И новый годъ постоянно вступаетъ на свое земное поприще подъ звуки новогоднихъ пѣсенъ.

Картина Фр. Валлэ переносить насъ въ уютный салонъ, гдѣ въ новогоднюю ночь, не умолкая, раздаются веселыя рѣчи и льются звуки новогодней пѣсни. Новое произведете извѣстнаго композитора только-что вышло въ свѣтъ,и его надо испробовать. И, вотъ, двѣ молодыя дѣвушки исполняютъ предъ собравшимся обществомъ новый гимнъ въ честь новаго года, въ то время, какъ этотъ невидимый гость уже пришелъ въ домъ и стоитъ за дверями и только ждетъ, когда раздастся финальнымъ аккордомъ къ новогодней пѣснѣ бой часовъ, чтобы войти въ комнату и принести съ собой искры веселья и радости, которыя онъ разсыплетъ и во влагѣ бокаловъ, и въ глазахъ людей, и въ поздравительныхъ рѣчахъ.


Императорскій Эрмитажъ въ числѣ своихъ замѣчательныхъ сокровищъ обладаетъ восемью картинами знаменитаго испанскаго художника Веласкеса, родившагося въ 1599 году въ Севильѣ, и являющагося однимъ изъ представителей такъ-называемой «Севильской школы».

Съ одною изъ этихъ картинъ мы знакомимъ здѣсь нашихъ читателей. Эта картина — «Читающій старикъ» находится въ Эрмитажѣ еще съ 1817 года. Она представлетъ поясную фигуру почтеннаго сѣдобородаго старика, читающаго, наклонивъ голову, большую книгу. Съ его головы ниспадаетъ на плечи зеленовато-черное покрывало, ярко оттѣняющее его лицо; фонъ картины темный, какъ и на большинствѣ другихъ картинъ знаменитаго испанскаго художника.

Многихъ людей погубило коварство женщины, но рѣдко когда оно проявлялось такимъ обиднымъ для мужчины образомъ, какъ въ знаменитой исторіи Самсона и Далилы. Не могли одолѣть мощнаго Самсона цѣлыя полчища филистимлянъ: онъ побивалъ ихъ даже такими немудреными орудіями, какъ ослиная челюсть, но предъ женскимъ коварствомъ, предъ ея ехидною лаской не устояла вся его мощь!

Художникъ [[Персона::Художник::Соломон, Соломон Джозеф|Соломонъ-Соломонъъъ, избравшій для своей картины этотъ извѣстный библейскій сюжетъ, изображаетъ его финалъ. Далила остригла волосы, и Самсонъ, обезсиленный отъ потери волосъ, тщетно борется съ напавшими на него филистимлянами. Художнику чрезвычайно удалось передать на картинѣ все богатство позъ и напряженность этихъ борющихся тѣлъ. Но всего болѣе удались ему лицо и фигура Далилы: сколько демонической насмѣшки, сколько ядовитаго торжества въ ея тонкой улыбкѣ, въ бѣгломъ, колючемъ взглядѣ ея прекрасныхъ очей и во всей ея позѣ, изогнувшейся, дразнящей, готовой мгновенно скрыться женщины-змѣи!