Къ рисункамъ 1911 №43

From Niva
Jump to: navigation, search

Къ рисункамъ.

Родригеcъ Акоста. Испанскіе цыгане.
В. Кузнецовъ. „Искони на Руси святой“
А. фонъ-Фольбортъ. Тристанъ и Изольда.
М. Добужинскій. Петръ въ Голландіи
Б. Кустодіевъ. Монастырь.

Картина художника Родригеца Акосты „Испанские цыгане* представляетъ собою живую и изящную сценку изъ жизни этихъ вѣчныхъ странниковъ, кочующихъ „шумною толпою“ по всему міру. Въ образахъ, созданныхъ кистью Р. Акосты, чувствуется однако и нѣчто специфически мѣстное—испанское, и въ чертахъ танцующихъ цыганокъ намъ невольно представляется обликъ знаменитой испанской чаровницы цыганки—Карменъ. И вспоминается эффектная сцена второго дѣйствія прелестной оперы Ж. Бизе:

«Ты слышишь, бубенъ зазвучалъ?

Тѣ звуки къ танцамъ насъ призвали...»

Картина А. фонъ-Фальборта „Тристанъ и Изольда“ заставляетъ насъ вспомнить о другой знаменитой оперѣ—о великолѣпной музыкальной драмѣ Р. Вагнера. Тристанъ и Изольда—герои извѣстной и очень распространенной средневѣковой легенды. Тристанъ—племянникъ короля Корнваллійскаго, Марка, сосваталъ для послѣдняго златокудрую Изольду, дочь короля Ирландскаго. Но во время путешествія обратно въ Корнваллисъ Изольда и Тристанъ выпиваютъ любовное зелье и съ тѣхъ поръ становятся связанными взаимной любовью навѣки. Послѣ цѣлаго ряда романическихъ приключеній наступаетъ роковая развязка: Изольда ошибочно полагаетъ, что Тристанъ погибъ, и умираетъ съ горя. Умираетъ затѣмъ на ея трупѣ и Тристанъ.

Этотъ заключительный эпизодъ мрачной и трогательной средневѣковой легенды и изображенъ художникомъ на его картинѣ.

Искони на Руси святой была крѣпка народная вѣра. Искони на Руси святой былъ могучъ порывъ народнаго духа въ горнюю высь, къ вѣчной и святой Правдѣ. Испоконъ вѣка на Руси теплились предъиконныя свѣчи, и шествовали по лицу ея земли крестные ходы съ чудотворными иконами. И какъ Пламя церковныхъ свѣчъ горѣли слова творимыхъ молитвъ—жаркія и свѣтлыя..

Этимъ настроеніемъ полна картина художника В. Кузнецова. Въ униссонъ съ ней звучитъ и яркая композиція худ. Б. Кустодіева „Монастыръ“: и здѣсь чувствуется мощь народной вѣры, которая воздвигала вѣковые монастыри—оплотъ народности и христіанской культуры на Руси.

Въ картинѣ М. Добужинскаго „Петръ въ Голландіи“ мы видимъ зарожденіе свѣтской культурности въ Россіи: предъ нами величавая фигура Великаго Преобразователя Россіи, обучающагося у голландскихъ мастеровъ корабельному строительству.

Niva-1911-43-cover.png

Содержание №43 1911г.: ТЕКСТЪ: Заколдованный кругъ. Повѣсть В. Тихонова. (Окончаніе). — Францъ Листъ. Очеркъ А. Коптяева. (Окончаніе). — Стихотвореніе Л. Дудина.—У Троеручицы. Разсказъ X. Таешемскаго. — Проекты памятника въ память 300-лѣтія Дома Романовыхъ. — Столѣтіе Императорскаго Александровскаго Лицея.—Конкурсъ по сооруженію памятника первому русскому актеру Волкову. — Безпомощность Турціи и затрудненія Италіи (Политическое обозрѣніе).—С. Н. Худековъ.—А. К. Гермоніусъ.—П. В. Кузнецкій.—Къ рисункамъ.—Объявленія.

РИСУНКИ: Испанскіе цыгане.—„Искони на Руси святой“.—Тристанъ и Изольда.—Петръ въ Голландіи (Амстердамъ, верфь Остъ-Индской компаніи).—Монастырь.— Конкурсъ проектовъ памятника въ Костромѣ въ ознаменованіе 300-лѣтія Дома Романовыхъ (3 рисунка). — Столѣтіе Императорскаго Александровскаго Лицея (7 рисунковъ и 2 портрета). — Конкурсъ по сооруженію памятника первому русскому актеру Волкову (3 рисунка).—С. Н. Худековъ.—А. К. Гермоніусъ.—П. В. Кузнецкій.

Къ этому № прилагается „Полнаго собранія сочиненій А. Ѳ. Писемскаго" кн. 35.