Первые иллюстрированные журналы въ Россіи

From Niva
Jump to: navigation, search

Первые иллюстрированные журналы въ Россіи.

(Съ 2 рис. на этой стр.).

Изъ пяти главныхъ типовъ, которыми представлена періодическая печать въ Россіи къ двухсотой годовщинѣ своего существованія, ежедневной газеты, ежемѣсячнаго журнала, еженедельной газеты - журнала, еженедѣльнаго иллюстрированнаго журнала и еженедѣльнаго юмористическаго журнала—старшимъ по времени является газета. Юбилей 2-го января 1903 г. былъ, строго говоря, ея юбилеемъ: какъ разъ въ этотъ день, 200 лѣтъ тому назадъ, вышелъ въ Москвѣ первый нумеръ первыхъ въ Россіи печатныхъ, такъ-называемыхъ «Петровскихъ» Вѣдомостей, основанныхъ Петромъ Великимъ. Двухсотлѣтніе юбилеи другихъ видовъ періодическаго печатнаго слова, если бъ ихъ отмѣчать отдельно, пришлись бы значительно позднѣе: ежемѣсячнаго журнала и еженедѣльной газеты— въ половинѣ текущаго столѣтія, а иллюстрированнаго и юмористическаго журналовъ —въ начале будущаго столѣтія. Первымъ ежемѣсячникомъ былъ журналъ, основанный акедемикомъ Гергардтомъ Фридрихомъ Миллеромъ въ 1755 г. («Ежемесячныя сочиненія, къ пользѣ и увеселенію служащія»), первымъ еженедѣльникомъ—«Праздное время, въ пользу употребленное», выходившее 1759—1760 г. при Шляхетномъ кадетскомъ корпусе, первымъ иллюстрированнымъ журналомъ—«Пантеонъ россійскихъ авторовъ» 1801 г. и, наконецъ, первымъ юмористическимъ изданіемъ— «Журналъ Каррикатуръ» (художника Венеціанова) 1808 г. [1]

Такимъ образомъ, иллюстрированный еженедельный журналъ, которому посвящены настоящія строки, является четвертымъ, по старшинству лѣтъ, изъ братьевъ въ семьѣ русской періодической печати: онъ вдвое моложе газеты, такъ какъ два года тому назадъ ему исполнилось всего 100 лѣтъ, и въ полтора раза моложе журнала — ежемесячнаго и еженедельнаго.

Иллюстрированіе текста отъ руки, въ Россіи, какъ и за границей, древнѣе книгопечатанія: въ этомъ отношеніи извѣстны замечательные образцы. Но нѣсколько столетій прошло, пока успѣхи техники дали рисунку право гражданства въ книгѣ. Сперва это была гравюра исключительно духовнаго содержанія. Затѣмъ, въ царствованія Петра, Елисаветы, Екатерины, гравюра пріобрѣла свѣтскій характеръ, иллюстрируя военныя событія, придворныя торжества, учебники прикладного знанія и, наконецъ, литературныя произведенія.

Журналы, выходившіе въ Россіи въ теченіе XVIII ст., еле окупались, имѣя (за весьма немногими исключеніями) ничтожное количество подписчиковъ: объ иллюстрированіи ихъ, при тогдашней дороговизнѣ этого дѣла, нечего было и думать. Гравюра оставалась такимъ образомъ роскошью, доступною немногимъ. Въ начале XIX ст. спросъ на иллюстрированный журналъ хотя уже вероятно и былъ, но, при несовершенстве печатной техники, не могъ получить развитія. Следуетъ заметить, что и за границей, по темъ же причинамъ, не было еще въ то время иллюстрированныхъ періодическихъ изданій въ настоящемъ значеніи слова. Возникли они лишь во второй четверти XIX ст., съ успехами ксилографіи (гравированія на дереве) и литографіи (гравированія на камнѣ). Первыми періодическими и вместе съ темъ общедоступными иллюстрированными изданіями на Западе были: въ Англіи — Penny Magazine (1832 г.), во Франціи—Magazin pittoresque (1833 г.) и въ Германіи—Pfennig Magazin (1833 г.). Къ тому же времени относится возникновеніе перваго, въ истинномъ смыслѣ, иллюстрированнаго журнала въ Россіи —«Живописнаго обозренія», начавшаго выходить въ Москве въ 1835 г. подъ фирмою типографа Августа Семена, а на самомъ деле—по почину Н. Полевого. За годъ передъ темъ былъ закрыть его «Московскій Телеграфъ», и неутомимый журнальный боецъ искалъ примененія своихъ силъ. Имя его на новомъ изданіи, однако, не могло быть выставлено.

Но если появленіе перваго, въ истинномъ значеніи слова, иллюстрированнаго журнала въ Россіи относится къ 1835 г., то что представляютъ собою предшественники его и въ какомъ смыслѣ они являются журналами?

Такихъ предшественниковъ было всего два*), въ томъ числе упомянутый уже выше иллюстрированный сборникъ «Пантеонъ россійскихъ авторовъ». Вторымъ былъ «Волшебный фонарь» 1817 г. Къ журналамъ оба эти изданія причисляются потому, что выходили они періодически, отдельными тетрадями почти одинаковаго числа листовъ, съ рисунками и распространеннымъ пояснительнымъ текстомъ. Разумеется, это были собственно первые намеки на журналы, а не журналы. Но такъ какъ они все-таки являются переходной ступенью отъ книжной иллюстраціи къ журнальной, то, въ качестве родоначальниковъ современнаго журнала съ рисунками, заслуживаютъ нашего вниманія. Они, впрочемъ, любопытны и сами по себе**).

«Пантеонъ россійскихъ авторовъ» вышелъ въ Москве въ 1801 г. Первопрестольной, следовательно, принадлежитъ честь появленія въ ней какъ первой газеты, такъ и перваго иллюстрированная журнала. Изъ пометки видно, что это — изданіе Павла Бекетова, напечатанное «съ одобренія ценсуры» въ Сенатской типографіи у Селивановскаго. Изданіе, форматомъ въ листъ, выходило выпусками по 5 портретовъ въ каждомъ. Всего выпусковъ было четыре, портретовъ—20. Текстъ помещается на отделъномъ листе, и полагаютъ, что текстъ этотъ составлялся Карамзинымъ. Портреты рисованы Ф. Кинелемъ и гравированы (пунктиромъ) Н. Соколовымъ, И. Розоновымъ и А. Осиповымъ. На обложке выставленъ следующій эпиграфъ:

«Душа писателей въ твореніяхъ видна;

«Но самый образъ ихъ бываетъ намъ

пріятенъ».

Въ предисловіи эта мысль поясняется. Тамъ говорится:

Желая изъявить наше усердіе ко славе русскихъ писателей, издаемъ собраніе ихъ портретовъ. Начинаемъ съ древнихъ, держась нѣкотораго хронологическаго порядка. Мы собрали, что могли; кажется, что никто изъ достойныхъ вниманія не забытъ нами. Ручаемся за сходство многихъ, но не всехъ; о работе художниковъ пусть судитъ публика. Въ каждой тетради будетъ пять портретовъ; надеемся выдавать ихъ скоро одна за другою. Числа не определяемъ».

Тутъ же поясняется, почему именно, «не определяемъ». Потому что «могутъ явиться новые авторы и заслужить себѣ мѣсто въ Пантеонѣ».

Интересенъ рисунокъ (А. Клауда), предшествующiй портретамъ и какъ бы дополняющій предисловіе. Это—фронтисписъ, подъ которымъ значится слѣдующее «изъясненіе»:

«Солнце освѣщаетъ съ одной стороны зимнюю сцену, а на другой быстрымъ дѣйствіемъ лучей своихъ извлекаетъ изъ земли мураву и цветы: эмблема просвещенія въ нашемъ отечестве».

Галлерею портретовъ открываетъ Баянъ,— разумѣется, выдуманный, чего не скрываютъ и составители текста. Поясняютъ, что онъ слушаетъ соловья и старается подражать ему на лирѣ. Но зачемъ попалъ въ собраніе портретовъ, да еще претендующихъ на сходство, полумиѳическій Баянъ? Издатели, какъ видно изъ текста, считали неудобнымъ обойти въ портретной галлереѣ писателей того, кто считается родоначальникомъ устнаго творчества, хотя свѣденія о его физіономіи приходилось черпать изъ области фантазіи.

Въ такой же степени фантастиченъ и следующій портретъ—летописца Нестора.

Но опять-таки,—какъ безъ него обойтись? Въ текстѣ, соотвѣтствующемъ портрету, составитель говоритъ: «Несторъ жилъ во мраке перваго надесять вѣка: итакъ, могъ ли быть Тацитомъ?» Это какъ бы оправданіе Нестора. Текстъ заканчивается такъ: «здесь представленъ россійскій Геродотъ такъ, какъ мы воображаемъ его» (курсивъ подлинника). Это уже какъ бы оправданіе художника.

Далее идутъ, уже въ подлинныхъ портретахъ, бояринъ Артамонъ Матвеевъ, царевна Софія Алексеевна (какъ авторъ піесъ и другихъ произведенiй), Ѳеофанъ Прокоповичъ, кн. Хилковъ, Симеонъ Полоцкій, Димитрій Туптало, кн. Кантемиръ, Татищевъ, Климовскій, Буслаевъ, Тредіаковскій, Сильвестръ Кулябко, Гедеонъ, Дмитрій Сѣченовъ, Крашенинниковъ, Барковъ и, наконецъ, Ломоносову съ приличной случаю стихотворной надписью, въ которой фамилія «Ломоносовъ», конечно, риѳмуетъ со словомъ «Россовъ».

Переходимъ къ слѣдующему журналу. Полное его заглавіе таково: «Волшебный фонарь, или зрѣлище с.-петербургскихъ расхожихъ продавцевъ, мастеровъ и другихъ простонародныхъ промышленниковъ, изображенныхъ вѣрною кистью въ настоящемъ ихъ нарядѣ и представленныхъ разговаривающими другъ съ другомъ, соотвѣтственно каждому лицу и званію. Ежемесячное изданіе на 1817 годъ. СПБ. Тип. В. Плавильщикова».

Текстъ, такъ же какъ и заголовокъ, на трехъ языкахъ: русскомъ, нѣмецкомъ и французскомъ. Русскій текстъ — кн. П. П. Вяземскаго (обозначенъ псевдонимомъ Павла Петрова), переводъ Лангена. Фронтисписъ изображаетъ «русскій народный праздникъ» (подъ Невскимъ) и замѣчателенъ тѣмъ, что это — первая исполненная въ Россіи литографія. Остальные рисунки представляютъ всевозможные петербургскіе типы: водовоза, господина и извозчика, гребенщика и дѣвку, всего 40 нумеровъ, между прочимъ, разносчикъ книгъ, объясняющий покупателю, что онъ — торопецкій мѣщанинъ и занимается этими «дрязгами» (т. е. продаетъ «всякую дрянь») поневолѣ. А господинъ оказывается сочинителемъ, и разносчикъ какъ разъ торгуетъ его товаромъ...

Предисловіе къ изданію начинается такъ: «Предлагаемъ почтеннѣйшей публикѣ для пріятнаго чтенія и для услажденія любопытнаго взора журналъ совершенно въ новомъ родѣ...»

Издатели имѣли полное основаніе такъ говорить. Ихъ журналъ, дѣйствительно, въ новомъ родѣ: онъ впервые приближаетъ рисунокъ къ повседневной жизни и въ этомъ отношеніи является родоначальникомъ жанра и предшественникомъ типичныхъ изображеній Федотова, Неватовича, Степанова. Это и не мудрено, такъ какъ Художникъ, перу котораго принадлежать эти рисунки, — Венеціановъ. Вышедшій въ началѣ 40-хъ годовъ знаменитый альбомъ «Наши, списанные съ натуры русскими» можно считать отчасти подражаніемъ «Волшебному фонарю», который, впрочемъ, въ свою очередь могъ бытъ подражаніемъ какому-нибудь иностранному.

Гравюры въ «Волшебномъ фонарѣ» сдѣланы офортомъ на мѣди. Нѣкоторые экземпляры раскрашены: къ числу такихъ, чрезвычайно рѣдкихъ, экземпляровъ принадлежитъ и находящійся въ нашей публичной библіотекѣ.

Таковы родоначальники нашихъ иллюстрированныхъ журналовъ. Первымъ иллюстрированнымъ журналомъ въ современномъ смыслѣ слова, какъ уже выше сказано, должно считаться «Живописное обозрѣніе» А. Семена, возникшее въ 1835 г. и прекратившееся въ 1844 г. Цѣлью журнала издатель въ своемъ введеніи объявляетъ «распространеніе полезныхъ свѣдѣній между всѣми званіями читателей». Въ планъ его не входитъ систематическое изложеніе знаній и онъ намѣренъ держаться правила Горація: «тотъ угодитъ всѣмъ, кто будетъ мѣшать полезное съ пріятнымъ». Въ этихъ словахъ мы сейчасъ же узнаемъ «энциклопедиста» Н. Полевого, какъ бы онъ ни скрывался.

Въ хронологическомъ порядкѣ послѣ «Живописнаго обозрѣнія» Семена выходили, вплоть до возникновенія Нивы, слѣдующіе иллюстрированные журналы: «Художественная газета» (1836— 1841), «Листокъ для свѣтскихъ людей» (1839—1844), «Иллюстрація» Баумана (1845—1848 и въ новомъ видѣ 1858—1863 гг.) знаменитый «Русскій художественный листокъ» Тима (1851—1862), «Живописная русская библіотека» К. Полевого (1856—1859), «Живописный сборникъ» Плюшара и Генкеля (1857—1859), «Свѣтопись» (1858—1859), «Иллюстрированный (семейный) листокъ» (1859—1861 и 1862—1863), слившійся съ «Иллюстраціей» сначала въ «Иллюстрированную газету» (1863—1873), затѣмъ въ «Иллюстрированную недѣлю» (1873—1878), «Живописный указатель» (1862 г.), «Сѣверное сіяніе» (1862—1865), «Живописное обозрѣніе», начавшееся въ 1868 г. и прекратившееся въ 1898 г., «Всемірная иллюстрація» (съ 1869 г.), «Живописный сборникъ» Генкеля (1869 г.) и, наконецъ, Пива (съ 1869 г.).

Ограничиваемся перечисленіемъ этихъ журналовъ. Описаніе ихъ не входить въ рамки настоящей статьи, цѣлью которой было, по случаю исполнившагося 200-лѣтія русской періодической печати, напомнить о первомъ зарожденіи у насъ иллюстрированныхъ журналовъ.

Д. М. Городецкій.

  1. Первой попыткой художественнаго періодическаго изданія въ Россіи, собственно говоря, признается «Открываемая Россія или собраніе одеждъ всѣхъ народовъ въ Россійской Имперiи обрѣтающихся.» Этотъ сборникъ выходилъ въ 1774 —1776 г. тетрадями изъ пяти листовъ однихъ только рисунковъ, изображавшихъ народы, входящіе въ составь Россіи, «ихъ типы, одѣяніе, украшеніе и принадлежности по роду ихъ занятій или профессіи». Текстъ къ этимъ рисункамь былъ составленъ впослѣдствіи (1777—1779), и тогда же рисунки перенумерованы. Въ виду этого «Открываемая Россія», по нашему мнѣнію, ни въ какомъ случаѣ не можетъ считаться первой попыткой художественнаго журнала, такъ какъ главнымъ признакомъ таковой является прежде всего соединеніе текста съ рисунками. Д. Г.