Пѣвецъ загадочныхъ натуръ 1911 №10

From Niva
Jump to: navigation, search

„Пѣвецъ загадочныхъ натуръ“.

(По поводу кончины Фр. Шпильгагена).

(Портр. на стр. 193).

Фридрихъ Шпильгагенъ, знаменитый писатель.

12 февраля с. г. въ Берлинѣ скончался знаменитый нѣмецкій романистъ Фридрихъ Шпильгагенъ.

Наше поколѣніе мало знаетъ этого въ свое время гремѣвшаго писателя. Шпильгагенъ въ извѣстной степени пережилъ свою славу, чему нельзя не удивиться, потому что онъ всегда былъ въ высшей степени содержателенъ и прекрасно зналъ то, о чемъ писалъ. Писалъ онъ о томъ, какъ жило нѣмецкое общество въ періодъ времени отъ 1848 года и до бисмарковскаго объединенія Германіи. Въ романахъ стараго нѣмецкаго писателя-художника отразилась жизнь цѣлаго поколѣнія, съ его идеалами, стремленіями и страданіями. И какая жизнь! Повышенная, кипѣвшая „бурей и натискомъ“ революціоннаго времени, исполненная яркаго разнообразія въ событіяхъ и типахъ. Шпильгагенъ описывалъ то, что нѣмцы пережили въ 1848 году, и что приблизительно пережили мы въ 1905 году—такую же общественную горячку, такое же безуміе политическихъ страстей.

Первый романъ Шпильгагена назывался „Загадочныя натуры“. Съ этого романа началась слава нѣмецкаго романиста, далеко перешагнувшая предѣлы его отечества. И этотъ же романъ явился какъ бы руководящимъ мотивомъ всего послѣдующаго творчества Шпильгагена. Почти въ каждомъ его романѣ дѣйствуетъ созданный имъ типъ „загадочной натуры“, который онъ опредѣлилъ словами Гёте: „Есть загадочныя натуры, которыя не соотвѣтствуютъ ни одному изъ возможныхъ для нихъ положеній и ни однимъ изъ положеній не удовлетворяются. Отсюда—страшное противорѣчіе, пожирающее ихъ жизнь и закрывающее имъ доступъ къ наслажденію“. Эти слова были поставлены Шпильгагеномъ въ качествѣ эпиграфа къ роману „Загадочныя натуры“, но они могутъ служить эпиграфомъ и къ большинству его остальныхъ романовъ, потому что и въ нихъ мы встрѣчаемъ такія натуры. Шпильгагенъ далъ нѣмецкой литературѣ тотъ же типъ, который мы имѣемъ въ русской литературѣ въ лицѣ Печорина, Онѣгина, Бельтова, Рудина, съ нѣкоторыми, конечно, варіаціями. И недаромъ его называли „Пѣвцомъ загадочныхъ натуръ“...

Шпильгагеномъ въ свое время зачитывались и у насъ, въ Россіи. Наши матери и бабушки проливали горячія слезы надъ героями Шпильгагена и въ особенности надъ знаменитымъ Лео, героемъ романа „Одинъ въ полѣ не воинъ“, и самый романъ этотъ принадлежалъ къ наиболѣе популярнымъ романамъ Шпильгагена у насъ. Не читать и, Боже упаси, не знать Шпильгагена въ то время считалось признакомъ величайшей отсталости. И было это не такъ давно: Шпильгагенъ лучшіе свои романы написалъ въ 60-хъ, 70-хъ годахъ, и почти тогда же—въ расцвѣтъ эпохи великихъ реформъ, во времена общественнаго подъема въ Россіи—его романы переводились и издавались и читались и у насъ. Эпоха шпильгагеновскихъ романовъ и ихъ популярности въ Россіи падаетъ на славные шестидесятые годы, и въ настоящемъ году мы можемъ праздновать полувѣковой юбилей ихъ появленія у насъ, заодно съ празднованіемъ полувѣкового юбилея паденія крѣпостного права. И это совпаденіе слѣдуетъ считать довольно знаменательнымъ: Шпильгагеномъ тогда увлекались у насъ главнымъ образомъ потому, что его идеи совпадали съ нашимъ тогдашнимъ общественнымъ настроеніемъ, съ ярко выраженными стремленіями къ обновленной гражданственности. И нѣтъ никакого сомнѣнія, что романы Шпильгагена сыграли немалую роль въ развитіи и подъемѣ гражданственности въ нашемъ обществѣ. Многое въ нихъ кажется намъ теперь наивнымъ или азбучнымъ, но для того времени все это было настоящимъ откровеніемъ...

Фридрихъ Шпильгагенъ родился въ 1829 году въ сѣверной Германіи. Дѣтство и юность онъ провелъ въ Штральзундѣ, на Балтійскомъ побережьѣ, которое фигурируетъ у него въ нѣсколькихъ романахъ. Получивъ прекрасное университетское образованіе въ Берлинѣ, Боннѣ и нѣкоторыхъ другихъ университетахъ, Шпильгагенъ занялъ скромную должность гимназическаго учителя въ Лейпцигѣ и готовился къ профессурѣ. Но вскорѣ его захватила литературная дѣятельность, и онъ весь отдался ей.

Шпильгагенъ началъ переводами съ англійскаго, французскаго и итальянскаго языковъ. Потомъ (въ 1857 году) появилось въ печати его первое оригинальное произведеніе — новелла „Клара Верэ“. За ней послѣдовала другая новелла: „На дюнѣ“. Но обѣ онѣ не имѣли успѣха. Зато послѣдовавшій за ними романъ Шпильгагена „Загадочныя натуры“ сразу прославилъ имя своего автора и въ сравнительно короткое время выдержалъ въ Германіи 20 изданій. Для того времени это была колоссальная, неслыханная цифра...

„Загадочныя натуры“ вышли въ свѣтъ въ 1860 году. На другой годъ появился новый романъ Шпильгагена: „Изъ мрака къ свѣту“, являющійся продолженіемъ „Загадочныхъ натуръ“. Въ обоихъ этихъ романахъ изображена революція 1848 года, которую Шпильгагенъ лично пережилъ въ бытность свою студентомъ Берлинскаго университета. "Революція изображена также и въ послѣдующихъ романахъ: „Два поколѣнія“ и „Одинъ въ полѣ не воинъ“.

Изъ другихъ романовъ Шпильгагена пользовались популярностью слѣдующіе: „Между молотомъ и наковальней“, „Про что щебетала ласточка“, „Все впередъ“ (въ этомъ романѣ изображена жизнь нѣмецкаго общества послѣ франко-прусской войны 1870 года), „Потопъ“, „Низменная страна“, „Новый фараонъ“, „Дитя счастья“ и др. Кромѣ романовъ, Шпильгагенъ написалъ нѣсколько драмъ, повѣстей, новеллъ, эскизовъ, путевыхъ очерковъ и много стихотвореній. Его драмы „Любовь за любовь“, „Въ желѣзномъ вѣкѣ“ и „Спасенный“—пользовались успѣхомъ и въ свое время держались въ репертуарѣ нѣмецкихъ театровъ.

Пробовалъ свои силы Шпильгагенъ и въ журналистикѣ. Въ теченіе довольно долгаго времени онъ стоялъ во главѣ журнала „Deutsche Wochenschrift“ и принималъ участіе въ нѣкоторыхъ другихъ журналахъ.

Съ 1862 года Шпильгагенъ поселился въ Берлинѣ, гдѣ и скончался 12 февраля въ преклонномъ возрастѣ.

Популярность его значительно умалилась, произведенія его уже не читались такъ, какъ прежде, но весьма вѣроятно, что ихъ еще будутъ читать и изучать съ усиленнымъ вниманіемъ. Судьба часто продѣлываетъ такія шутки съ такъ называемыми „забытыми“ писателями, — забытыми только потому, что идеи, которымъ они служили, отошли отъ общества...

Но идеи возвращаются... И намъ кажется, что „пѣвецъ загадочныхъ натуръ“, пѣвецъ своеобразной и яркой эпохи въ исторической жизни XIX столѣтія, еще послужитъ своимъ перомъ новымъ поколѣніямъ. Его будутъ читать уже безъ сердечнаго волненія, безъ слезъ, но съ глубокимъ интересомъ и живой пытливостью. Такъ же, какъ мы читаемъ нашихъ старыхъ бытописателей, охотно прощая имъ и наивность формы и несовершенства техники за ихъ умныя наблюденія надъ старой жизнью...

Niva-1911-10-cover.png

Содержание №10 1911г.: ТЕКСТЪ. Сфинксъ. Одна изъ легендъ русской исторіи. П. П. Гнѣдича.—Стихотвореніе Сергѣя Касаткина. — Наташа. Этюдъ Виктора Гофмана.—Цезарина. Разсказъ С. Марсьенъ.—Н. H. Дубовской.—„Пѣвецъ загадочныхъ натуръ“.—Новыя звѣзды. Очеркъ Н. С. Павловскаго.— 19 февраля въ Государственной Думѣ (Вопросы внутренней жизни).—Е. Н. Чириковъ —Пятидесятилѣтіе Императорскаго С.-Петербургскаго Общества Поощренія Рысистаго Коннозаводства.—Годовщина скорби.—Къ рисункамъ.—Заявленіе.—Объявленія.

РИСУНКИ. Зима.—Ранняя весна.—Иматра.—Выборъ приданаго.—Идиллія (Полувѣрцы Псковской г.). — Притихло. — Н. Дубовской.—Фридрихъ Шпильгагенъ.— Памяти Императора Александра II (1881—1911) (8 рисунковъ).—Новыя звѣзды (5 рисунковъ).—Годовщина скорби (2 рисунка).—Е. Н. Чириковъ.—Къ 50-лѣтію Императорскаго Спб. Общества Поощренія Рысистаго Коннозаводства.

Къ этому № прилагается: 1) „Ежемѣс. литерат. и популярно-научныя приложенія“ за Мартъ 1911 г., 2) „ПАРИЖСКІЯ МОДЫ“ за Мартъ 1911 г. съ 39 рис. и отдѣльн. лист. съ 27 черт. выкр. въ натур. величину и 29 рис. для выпилки по дереву.

г. XLII. Выданъ: 5 марта 1911 г. Редакторъ: В. Я. Светловъ. Редакторъ-Издат.: Л. Ф. Марксъ.