Юбилейная Царскосельская выставка 1911 №40

From Niva
Jump to: navigation, search

Юбилейная Царскосельская выставка.

(По поводу исполнившагося 200-лѣтія со дня основанія города).

(Съ 10 рис. на стр. 738 и 739).

Петромъ Великимъ подаренъ былъ Екатеринѣ I большой участокъ земли около Петербурга... Екатерина построила себѣ тамъ небольшой лѣтній дворецъ. Такъ создалось Царское Село. Уже при Екатеринѣ II это былъ очаровательный уголокъ съ живописнымъ паркомъ, античными бесѣдками, галлереями и коллонадами. Образъ Екатерины II неразрывно и тѣсно связанъ съ Царскимъ Селомъ. Тамъ она гуляла въ паркѣ съ любимой болонкой впереди. Тамъ играла въ карты съ Безбородкой и другими приближенными.

Внукъ своей великой бабушки— Александръ I тоже любилъ отдыхать въ Царскомъ отъ суетной жизни Петербурга. По преемственности Царское остается лѣтней резиденціей и для Николая Павловича. Здѣсь живалъ Гоголь. Здѣсь росъ юный геній Пушкина.

Юбилейная выставка разбросалась по громадному парку. Эта разбросанность мѣшаетъ судить о внушительности выставки. Но если бы всѣ павильоны и кіоски собрать вмѣстѣ—получился бы цѣлый городокъ. Городокъ чрезвычайно пестрой архитектуры. Здѣсь переплетается смѣшеніе всѣхъ стилей: древнерусскій, такъ называемый „новый“ стиль, павильонно-выставочный, деревенско-буколическій и античный — греко-римскій. Послѣдній представленъ зданіями, не пріуроченными къ выставкѣ, а построенными въ дальнія времена пудреныхъ париковъ и атласныхъ камзоловъ.

Характеръ выставки съ трудомъ поддается какому-нибудь опредѣленію. Казалось бы, центральнымъ ядромъ ея долженъ быть отдѣлъ историческій. Онъ имѣется. Но представленъ далеко не въ той полнотѣ, какъ слѣдовало бы и какъ этого хотѣлось бы.

Разстоянія между павильонами такъ велики, что тѣ, кто не любитъ ходить пѣшкомъ, ѣздятъ изъ конца въ конецъ на лошадяхъ и моторахъ. Но это такъ здѣсь дисгармонируетъ съ тихимъ спокойствіемъ парка, его чистыми аллеями и статуями боговъ и богинь, что такими красивыми пятнами вырисовываются на фонѣ зеленой листвы. Приходится волей-неволей сообщаться и водяными путями. Нѣкоторые отдѣлы расположены по ту сторону длиннаго и обширнаго озера. Оба берега соединяются маленькимъ изящнымъ паромомъ.

Въ глубинѣ аллеи поднимается широкая величавая гранитная лѣстница. Наверху словно застылъ бронзовый Гераклъ съ дубиной. За нимъ начинается рядъ историческихъ комнатъ. Первая комната посвящена художественной церковной утвари эпохи Екатерины II. Вотъ деревянный иконостасъ походной церкви, сопровождавшей императрицу въ путешествіяхъ по Россіи. Живопись— не первостепеннаго достоинства. Вообще вѣкъ Екатерины въ смыслѣ религіозной живописи—упадочный вѣкъ. Церковные художники, утративъ византійскую строгость древне-русскаго письма, запутались въ слащавомъ псевдо-католическомъ шаблонѣ. Этого шаблона не избѣжалъ въ своихъ религіозныхъ композиціяхъ даже такой великій мастеръ, какъ Боровиковскій. Но вотъ предметы церковнаго обихода, достигшаго при Екатеринѣ Великой непревзойденнаго художества. Это—парчевые покровы для престоловъ и расшитые золотомъ и серебромъ одѣянія священнослужителей. Къ сожалѣнію, весь этотъ пышный блескъ на выставкѣ показанъ далеко не во всей полнотѣ. Наиболѣе художественныя одѣянія священнослужителей екатерининскаго времени хранятся въ музеѣ Александро-Невской лавры.

Рядомъ съ церковной утварью представлена и рабочая комната Екатерины. Здѣсь кресла, обитыя гобеленами, съ золочеными спинками, историческій столикъ, на которомъ было подписано много бумагъ государственнаго значенія. Комната Петра Великаго бросается въ глаза не только простотой, но даже бѣдностью. Нѣтъ и слабаго намека хотя бы на отдаленный комфортъ. Но это та обстановка вѣчнаго труженика, чтб какъ въ огнѣ горѣлъ въ работѣ, не имѣя времени думать о тѣхъ удобствахъ жизни, которыми пользовались даже самые незначительные изъ его придворныхъ.

Въ комнатѣ Александра I все такъ полно эпохой и стилемъ Имперіи. Главная достопримѣчательность комнаты—донельзя истрепанная отъ непогоды и времени треуголка. Это едва ли не самый историческій изъ всѣхъ головныхъ уборовъ коронованныхъ особъ, перешедшихъ въ потомство. Въ этой знаменитой треуголкѣ Александръ Благословенный совершилъ двухлѣтнюю кампанію съ союзными войсками противъ Наполеона. Въ ней онъ вступилъ въ Парижъ въ 1815 году, въ ней же онъ возвратился въ Россію. Чрезвычайно было бы характерно для Александра видѣть на выставкѣ всюду сопровождавшій его иконостасъ походной церкви, писанный на шелку.

Средь чиннаго городского парка странной неожиданностъю является клочокъ земли, до иллюзіи переносящій посѣтителя въ миніатюрный хуторъ. Это — хуторское хозяйство Царскосельскаго уѣзда. Около небольшой избушки тянется полоса золотой ржи. Тутъ же маленькій участокъ овса. Примыкаетъ маленькій огородъ.

Павильонъ учебный или педагогическій. Здѣсь представлены школы Царскосельскаго уѣзда, гимнастическіе приборы, вышивки, рукодѣлія, рисунки. Нѣкоторые рисунки крохотныхъ учениковъ и ученицъ сдѣлали бы честь спеціальной школѣ.

Здѣсь и самостоятельныя попытки и копіи перомъ, акварелью и карандашомъ съ извѣстныхъ картинъ нашихъ художниковъ. На другомъ концѣ парка, на берегу озера, стоитъ павильонъ лужскаго земства. Онъ наполненъ столярными и металлическими работами учениковъ лужскихъ школъ. Мебель исполнена не только аккуратно и чисто, но порою и прямо художественно. Виденъ вкусъ въ отдѣлкѣ, мастерство въ обращеніи съ матеріаломъ. Юноши работаютъ по рисункамъ архитекторовъ и рисовальщиковъ-декораторовъ. Растетъ ученическая мастерская гигантскими шагами. Создатель и вдохновитель ея—земскій начальникъ г. Сорокинъ. Сперва все производство помѣщалось въ одной комнатѣ. А черезъ какихъ-нибудь два-три года мастерская такъ разрослась, что понадобился большой домъ. „Гвоздемъ“ всѣхъ работъ является металлическій экранъ для камина, сдѣланный шестнадцатилѣтнимъ ученикомъ въ тридцать-семь часовъ. Попутно юные лужскіе мастера исполняютъ также игрушки.

На другомъ берегу озера устроенъ акваріумъ.

Слѣдуетъ еще упомянуть отдѣлъ тюремный, сельскохозяйственный, лѣсного вѣдомства и Экспедиціи заготовленія государственныхъ бумагъ. Выставка посѣщается усердно и благодаря хорошей погодѣ сдѣлалась модной прогулкой для петербуржцевъ.

Niva-1911-40-cover.png

Содержание №40 1911г.: ТЕКСТЪ: Заколдованный кругъ 1911 №40. Повѣсть В. Тихонова.—Птица. Разсказъ Бориса Лазаревскаго.—Юбилейная Царскосельская выставка.— Столѣтіе Казанскаго собораПолитическое обозрѣніе.—Къ рисункамъ.—Объявленія.

РИСУНКИ: Дѣдушкино пиво.—Высокій гость.—Хорошее угощеніе.—XXX выставка картинъ Общества Русскихъ Акварелистовъ въ С.-Петербургѣ.—Постановка „Живого трупа“ Л. Н. Толстого на сценѣ Московскаго Художественнаго театра (7 рисунковъ).—Юбилейная Царскосельская выставка (10 рисунковъ).-Карта театра военныхъ дѣйствій между Италіей и Турціей.—100-лѣтіе Казанскаго собора (6 рисунковъ и 1 портр.).—Гибель французскаго броненосца „Libertê“ 12 сентября с. г. (2 рисунка).

Къ этому № прилагается: I) „Ежемѣс. литерат. и популярно-научныя приложенія“ за октябрь 1911 г., 2) „ПАРИЖСКІЯ МОДЫ“ за октябрь 1911 г. съ 37 рис. и отдѣльн. лист. съ 28 черт. выкр. въ натур. величину и 27 рис. дамскихъ рукодѣлій.