Юбилейная выставка въ Царскомъ Селѣ 1911 №42

From Niva
Jump to: navigation, search

Юбилейная выставка въ Царскомъ Селѣ.

(Съ 4 рис. на стр. 783).

Комната А. С. Пушкина.

Въ предыдущихъ №№ нашего журнала уже говорилось объ интересной выставкѣ въ Царскомъ Селѣ. Въ этомъ нумерѣ „Нивы“ наши читатели найдутъ еще рядъ рисунковъ, относящихся къ этой выставкѣ, закрывшейся 5 октября с. г.

Модель дома Нащокина.

Въ художественно-историческомъ отдѣлѣ выставки, занимавшемъ Эрмитажъ, Агатовую комнату и Камероновскую колоннаду Большого дворца, были устроены, какъ у насъ уже говорилось, такъ называемыя „историческія комнаты“ русскихъ государей и иныхъ знаменитыхъ лицъ. Кромѣ уже описанныхъ нами комнатъ императоровъ, мы встрѣчаемъ здѣсь и комнату императрицы Елисаветы Петровны, которая такъ любила Царское Село и такъ много способствовала его украшенію. Въ комнатѣ императрицы Елисаветы Петровны прежде всего обращалъ на себя вниманіе прекрасный и рѣдкій портретъ этой государыни, приписываемый знаменитому художнику Ламии. Затѣмъ большой интересъ представляли выставленныя здѣсь же оригинальная китайская мебель и китайскія-же бездѣлушки, которыми любила окружать себя императрица Елисавета Петровна. Своеобразное убранство этой комнаты давало нѣкоторое представленіе о той обстановкѣ, въ которой жила въ Царскомъ Селѣ создательница его художественныхъ красотъ и достопримѣчательностей.

Въ верхнихъ помѣщеніяхъ Эрмитажа были размѣщены комнаты русскихъ знаменитыхъ писателей: Пушкина, Лермонтова и другихъ.

Комната М. Ю. Лермонтова.

А. С. Пушкинъ, какъ извѣстно, былъ въ дни своей ранней юности царскосельскимъ жителемъ: онъ обучался въ Царскосельскомъ лицеѣ. И вотъ въ посвященной ему комнатѣ мы встрѣчаемъ главнымъ образомъ реликвіи, относящіяся къ его пребыванію въ лицеѣ. Таковы, напримѣръ, любопытнѣйшіе документы (цѣлая витрина), касающіеся личности Пушкина-лицеиста: различныя свидѣтельства, аттестаціи и т. п. Среди нихъ невольно останавливаетъ на себѣ вниманіе свидѣтельство министра юстиціи отъ 1811 года о томъ, что „недоросль Александръ Пушкинъ есть дѣйствительно сынъ служащаго въ комиссаріатѣ Сергѣя Пушкина“... Недоросль-Пушкинъ... Что иное могло бы звучать болѣе дико и странно?.. Несравненно болѣе культурными представляются аттестаціи и характеристики молодого Пушкина, сдѣланныя его преподавателями. Въ нихъ многое довольно справедливо и мѣтко. „Весьма понятливъ, замысловатъ, остроуменъ, но вовсе не прилеженъ“... Или: „А. Пушкинъ имѣетъ болѣе блистательное, нежели основательное дарованіе, болѣе пылкій и тонкій, нежели глубокій умъ...“ Тогдашній Пушкинъ могъ и долженъ былъ казаться своимъ воспитателямъ именно такимъ.

Въ „пушкинской“ комнатѣ были выставлены затѣмъ различные портреты поэта, хорошій бюстъ его, многочисленные автографы и старинныя изданія его произведеній. Въ числѣ книгъ обращаетъ на себя вниманіе экземпляръ „Евгенія Онѣгина“, принадлежавшій императору Александру I.

Комната Императрицы Елисаветы Петровны.

Въ „лермонтовской“ комнатѣ были собраны также различныя реликвіи, оставшіяся послѣ безвременно погибшаго автора „Демона“ и „Героя нашего времени“. Таковы, напримѣръ, желѣзная палка, принадлежавшая Лермонтову и поднятая послѣ его роковой дуэли, бумажникъ поэта, его эполеты, столикъ и т. п.

Настоящее украшеніе Царскосельской выставки составляла маленькая, но чрезвычайно цѣнная „игрушка“, дорогая для насъ не только въ смыслѣ своей матеріальной стоимости, но и какъ память о Пушкинѣ и пушкинской эпохѣ. Мы говоримъ о такъ называемомъ „нащокинскомъ домикѣ“.

Извѣстному московскому богачу, другу Пушкина, Нащокину, однажды пришла фантазія заказать точную модель его московскаго дома со всѣми деталями его внутренняго устройства и тогдашняго быта. Модель была сдѣлана въ форматѣ игрушечнаго дома. Несмотря на незначительные размѣры этой своеобразной игрушки, всѣ детали ея были художественно воспроизведены... Смотрѣть на эту дорогую игрушку тридцатыхъ годовъ—огромное наслажденіе. Предъ нами воочію предстаетъ вся жизнь богатаго московскаго дома того времени. Тутъ и кабинетъ, въ которомъ сидитъ за газетой самъ баринъ, и гостиная съ женскими фигурками, и спальня, и другія комнаты. „Нащокинскій домикъ“ въ свое время былъ игрушкой; нынче онъ не игрушка, а художественное воспроизведеніе старины и старой культуры. Это—памятникъ прошлаго.


Такимъ памятникомъ прошлаго являлась въ огромномъ большинствѣ своихъ интересныхъ экспонатовъ и вся выставка. Она, несомнѣнно, сыграла большую культурную роль въ нашей текущей жизни, познакомивъ насъ съ богатымъ и красивымъ прошлымъ Петербурга, и не одного Петербурга, но и иныхъ центровъ старинной жизни. Такія выставки, какъ Царскосельская, будятъ мысль и воображеніе и даютъ намъ рѣдкую и счастливую возможность заглянуть въ былую жизнь нашихъ предковъ и вынести изъ созерцанія этой отлетѣвшей въ вѣчность жизни немало поучительнаго и полезнаго и хотя бы просто интереснаго...

Niva-1911-42-cover.png

Содержание №42 1911г.: ТЕКСТЪ: Заколдованный кругъ. Повѣсть В. Тихонова. (Продолженіе.)—Никогда. Стихотвореніе М. Лапиной.—Францъ Листъ. Очеркъ А. Коптяева.—И. С. Никитинъ.Яркія кометы. Очеркъ Н. С. Павловскаго.—Переворотъ въ Китаѣ (Политическое обозрѣніе). — Юбилейная выставка въ Царскомъ Селѣ.—Къ рисункамъ.—Смѣсь.—Объявленія.

РИСУНКИ: Стихаетъ. —У святого колодца.— Король Эрикъ и Каринъ Монсдоттеръ.—Акварели С. Соломко. XXX выставка картинъ Общества Русскихъ Акварелистовъ въ С.-Петербургѣ (5 рисунковъ).—Францъ Листъ (2 рисунка).—И. С. Никитинъ (2 портрета и 3 рисунка).—Яркія кометы (1 рис.).—Юбилейная выставка въ Царскомъ Селѣ (4 рисунка).—Памятникъ Петру I на Большой Охтѣ.

Къ этому прилагается „Полнаго собранія сочиненій Ант. П. Чехова" кн. 10.