А. М. Скабичевский 1911 №3

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск

А. М. Скабичевский.

(Портр. на стр. 58).

Критик А. М. Скабичевский.

В ночь на 29 декабря минувшаго года в Павловске, под Петербургом, скончался в преклонном возрасте известнейший критик, современник Некрасова, Тургенева и других корифеев русской литературы, Александр Михайлович Скабичевский.

В его лице отошел из этого мира свидетель „золотого века“ нашей литературы. Скабичевский начал свое служение литературному слову еще в те далекия и уже мифическия времена, когда существовал „Разсвет“—„журнал для девиц“, тот знаменитый журнал для девиц, в котором начал свою литературную деятельность Писарев. При Скабичевском развернулись такия крупные и теперь уже классическия литературные силы, как Салтыков-Щедрин, Некрасов, Тургенев, Курочкин, Г. И. Успенский. Достаточно сказать, что он был ближайшим сотрудником „Отечественных Записок“ и одно время даже принимал участие в редактировании этого знаменитаго журнала, объединившаго вокруг себя столько знаменитых художников печатнаго слова. Он был близок с ними и, так сказать, обвеян их славой и перенес к нам, в наше поколение, память о них и славные традиции их добраго прошлаго...

А. М. Скабичевский родился в 1838 году. Образование получил в Петербургском университете по историко-филологическому факультету и по окончании университетскаго курса преподавал русский язык и словесность в некоторых столичных учебных заведениях. Литературную деятельность он начал еще студентом, работая вместе с Писаревым в упомянутом „Разсвете“. Первым его большим произведением, которое обратило на себя внимание, была его статья „Воспитательное значение Гончарова и Тургенева“, появившаяся в „Невском Сборнике“ Курочкина в 1867 году. Затем покойный критик стал печататься в „Отечественных Записках“ и вскоре стал там своим человеком. В разное время он сотрудничал в массе всевозможных периодических изданий и многия из них редактировал.

Так, он печатался в „Слове“, „Новом Слове“, „Устоях“, „Неделе“, „
"[[СМИ" contains the "[" character as part of a property label and has been classified as invalid.
“, „Сыне Отечества“, „Новостях“, и т. д. Количество написанных им статей и заметок не поддается учету — так оно громадно.

Из более крупных произведений почившаго писателя пользуются известностью следующия:

Прежде всего его „История новейшей литературы“. Это — солидный труд, исполненный с большим знанием предмета. Эта книга наиболее способствовала популярности А. М. Скабичевскаго и была в течение долгаго времени единственной у нас историей новых писателей.

Она пережила несколько изданий и далеко не утратила своего значения и ныне. Затем пользуются известностью его „Изследование о русском историческом романе“ и ряд статей под общим заглавием:

„Очерки умственнаго движения русскаго общества“. Далее мы имеем другое весьма ценное изследование Скабичевскаго: „История русской цензуры“. Книга эта, полная любопытнаго и поучительнаго материала, была в свое время подвергнута запрещению. Наконец чрезвычайно большой интерес представляют литературные воспоминания А. М. Скабичевскаго, последняя часть которых появилас в прошлом году в Историческом Вестнике“ и была лебединою песнью покойнаго. С того времени он уже почти ничего не писал.

Произведения А. М. Скабическаго
Опечатка в оригинале
(хотя и не все) помещены в двух томах „Собрания“ его „сочинений“, которое уже выдержало два издания.

Покойный писатель был редким тружеником на литературном поприще. Он отдал этой работе всю жизнь и мог с полным правом сказать о себе, что он сделал все, что мог, и что было в его способностях. Он прекрасно знал русскую литературу нескольких поколений. Он близко знал ее представителей—и разсказал нам все то, что знал о том и о другом. Значение А. М. Скабичевскаго коренится не в оценке литературы, не в критике ее, но в ее истории. Как критик, он страдал заметными недостатками и, главным образом, тем, что он судил того или другого писателя-художника почти исключительно с точки зрения его идейной доброкачественности и потом в узко-партийном смысле,—в писаревском направлении. До художественности же критикуемых им произведений ему было сравнительно мало дела.

Но как историк литературы и ее представителей, Скабичевский по праву занимает в нашем литературном пантеоне одно из виднейших мест. Его обширная память и постоянное пребывание в самой гуще литературной жизни целых поколений, а также незаурядная наблюдательность—обезпечили за его воспомннаниями громадный интерес и весьма серьезное значение. Эта сторона деятельности Скабичевскаго не умрет...

А. М. Скабичевский скончался после продолжительной болезни, после долгих страданий. Последние дни его жизни прошли в тяжелой материальной обстановке, как и у большинства русских литературных тружеников. Тяжелая жизнь и тяжелая смерть—и это после колоссальнаго по своей продуктивности и долголетняго труда! Грустный конец.

Niva-1911-3-cover.png

Содержание №3 1911г.: ТЕКСТЪ. Выбор. Повесть И. Потапенко. (Продолжение). — В тихом уголке. Стихотворение Петра Быкова. — Между небом и землей. Очерк И. Кипренскаго.—Родэн и Толстой. Очерк Л. М. Камышникова.—Млечный путь. Очерк Н. С. Павловскаго.—Насекомые-разрушители. Очерк М. Орлова.—Эмир бухарский.—А. М. Скабичевский.—К рисункам.—Вздорожание продуктов (Вопросы внутренной жизни).—Черные дни Португалии (Политическое обозрение).—Объявления.

РИСУНКИ. Сумерки. — Осенняя выставка картин „Товарищества Художников“ в С.-Петербурге (12 рисунков). — Зарождение Марсельезы. Руже де Лиль сочиняет французский национальный гимн. — Млечный путь (3 рисунка). — „Насекомые-разрушители“ (9 рисунков). Эмир бухарский Сеид-Абдул-Уль-Ахад-хан. — Вступивший на престол эмир бухарский его высочество Сеид-Мир-Алим.—Критик А. М. Скабичевский.—П. Н. Волков.

К этому № прилагается „Полнаго собрания сочинений А. Ф. Писемскаго“ кн. 19.

г. XLII. Выдан: 15 января 1911 г. Редактор: В. Я. Светлов. Редактор-Издат.: Л. Ф. Маркс.