И. Ф. Богданович

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск
Могила И. Ф. Богдановича в Курске
И. Ф. Богданович. По гравюре А. Неймана
Памятник Богдановичу в Курске.
(С портр. и 2 рис. на стр. 34).

6-го января текущаго года исполнилось сто лет со дня смерти Ипполита Федоровича Богдановича, знаменитаго автора. «Душеньки»—поэмы, пользовавшейся в свое время огромным успехом.

Литературная деятельность Богдановича всецело относится к «временам очаковским и покорения Крыма», к эпохе блестящаго царствования Екатерины II, и он является одним из ближайших предшественников того колоссальнаго переворота в русской литературе, который произвел в начале XIX века А. С. Пушкин.

И. Ф. Богданович родился 23-го декабря 1743 г. в м. Переволочне (полтавской губ.). В 1754 году он был отправлен родителями в Москву и записан там «юнкером юстиц - коллегии», а одновременно с этим он стал обучаться в «математическом училище» при сенатской конторе. Случай свел его с знаменитым Херасковым, бывшим в то время директором театра в Москве. Богданович, имея всего 15 лет от роду, вздумал поступить на сцену и пришел к Хераскову с этою просьбой. Последний отговорил юношу от этой затеи, поставив ему на вид «неприличность актерскаго звания для благороднаго человека», но знакомство свое с Богдановичем на этом не прекратил и вскоре стал поддерживать литературный стремления Богдановича, уже успевшаго к этой поре обнаружить их. Херасков записал своего протежэ в университет и стал печатать первые стихи Богдановича в своих двух журналах, издававшихся при московском университете: «Полезное увеселение» и «Свободные часы».

Занимаясь все усерднее и усерднее литературой, Богданович, по оконча-нии образования, стал не менее усердньм чиновником. Сначала он занимал должность надзирателя над университетскими классами, затем был членом «комиссии торжественных приготовлений», занимаясь, главным образом, сочи-нением надписей на триумфальных воротах. Позднее эти невинные труды сменились другими, более серьезными. Богданович стал членом вольно-экономическаго общества, секретарем русскаго посольства при саксонском дворе, и, наконец, в 1775 г. на него было возложено «главное смотрение за изданием «С.-Петербургских Ведомостей». В 1788 году он вышел в отставку и уехал в свою родную Малороссию. Умер он, как мы уже сказали, 6-го января 1803 года в г. Курске, где и похоронен.

Литературная деятельность Богдановича прежде всего обращает на себя внимание своим разнообразием. Он писал стихи, драматическия произведения, переводил специальные сочинения для «Трудов Вольнаго Экономическаго Общества», перекладывал в стихи русския народные пословицы и, наконец, занимался журнальным делом. Кроме «смотрения» за «С.-Петербургскими Ведомостями», он издавал и редактировал при участии кн. Дашковой журнал «Невинное упражнение».

Большинство литературных трудов Богдановича, а в особенности его драматические опыты («Радость Душеньки» и «Славяне»), представляют собою весьма слабые, даже для того нетребовательнаго времени, произведения. Свою известность он стяжал исключительно одною «Душенькой». Поэму читали с величайшим упоением и затверживали ее наизусть. Сама императрица Екатерина II не раз выражала ее автору свое благоволение за эту поэму.

«Душенька» является, в сущности, волъным пересказом в стихах известной новеллы Лафонтэна «Les amours de Psyché», почерпнутой этим писателем у Апулея, из его известнаго «Золотого осла». Апулей, в свою очередь, позаимствовался у греческаго поэта II века по Р. X. Лукиана, и, таким образом, сюжет «Душеньки» имеет весьма почтенную генеалогию, восходя к самой седой древности. Лафонтэн для своей повести взял тот эпизод изь «Золотого осла», в котором разсказывается история Амура и Психеи, изображающая в аллегорических образах судьбу души человека, очищаемой различными испытаниями. Лафонтэн отнесся к своему сюжету весьма легкомысленно и создал забавную и игривую новеллу, не совсем скромную и имеющую своею целью, просто, позабавить читателя. Такое же намерение имел и Богданович, перелагая прозаический разсказ Лафонтэна в «вольные стихи». Выпущенная им в свет «Душенька» произвела впечатление шумной и блестящей ракеты среди тогдашних надутых и витиеватых псевдо-классических од и трагедий. Тон легкой шутки, «вольные», т. е. не стесненные определенным количеством слогов, стихи, простонародные выражения, игривый сюжет—все это ошеломляло читателей, давало им нечто совсем новое, непривычное. Не мало хвалебных строк посвятил «Душеньке» даже сам Н. М. Карамзин. Он находил в ней «счастливые стихи», а автора ее называл «стихотворцем нежным, приятным, часто остроумным и замысловатым».

Знаменитая поэма Богдановича разделена на три книги и изображает похождения «Душеньки», дочери короля, столь прекрасной, что ей позавидовала сама Венера. Лафонтэновскую француженку «Psyché» Богданович превратил в русскую деву и ввел в разсказ некоторую долю народнаго сказочнаго элемента: в поэме фигурируют Чудо-юдо, Змей Горыныч, Царь-Девица, мертвая и живая вода и пр. Таким образом, за Богдановичем остается слава перваго русскаго писателя, дерзнувшаго обратить свой взор на эти «низкие предметы». В этом отношении он прямой предшественник Пушкина.

С современной точки зрения стихи Богдановича представляются тяжеловесными деланными. Не забудем однако, что в то время не только русский стих, но и русский язык были еще мало разработаны. Богданович, по сравнении со своими современниками, является куда более легким. Недаром Карамзин находил у него «счастливые стихи».

И если слова Карамзина являются мало убедительными для нас, то в защиту Богдановича встает другой авторитет—вечно яркий и мощный: Пушкин. Он признавался, что ему были «милы Богдановича стихи». А легкий тон, игривость и живая легкомысленность «Руслана и Людмилы», несомненно, навеяны «Душенькой». Мало того: даже сама Людмила—эта кокетливая, бойкая и склонная к нарядам киевская княжна имеетъочень явственные родственные черты с веселой и легкомысленной героиней поэмы Богдановича!

Кроме портрета И. Ф. Богдановича, помещаем здесь вид его могилы и памятник поэту в Курске. И. Ф. Богданович похоронен на херсонском кладбище (в Курске). Могильный памятник состоит из камня с чугунным крестом. На камне нандпись: «Здесь покоится прах поэта Ипполита Федоровича Богдановича род. 23 дек. 1743 г., умер 6 янв. 1803 г.».

Могила окружена железной решеткой, которая летом положительно утопает в крапиве и бурьяне, так что без сторожа трудно отыскать могилу.

Памятник Богдановичу поставлен в сквере против здания присутственных мест.

На лицевой стороне пьедестала надпись:

Поэту Ипполиту Федоровичу Богдановичу

род. 23 дек. 1743 г. ɫ 6 янв. 1803 г.

У основания высечена пометка: «Возобновлен и перенесен 1893 г. дек. 23-го киевским художником П. И. Островским».

На двух других сторонах пьедестала красуются выдержки из творений поэта:

«Закон времен творит прекрасный вид худым,

«Наружный блеск в очах проходит так, как дым.

«Но красоту души ничто не изменяет,

«Она единая всегда и всех пленяет».

«Богатство мало веселит,

«Когда о том никто не знает,

«И радость только тот вкушает,

«С другими кто ее делит»