К рисункам (1903-01)

Материал из Niva
(перенаправлено с «Къ рисункамъ»)
Перейти к: навигация, поиск
Императорский Эрмитаж. «Читающий старик». Картина Веласкеца, грав. Паршивикова
Самсон и Далила. Картина Соломона-Соломона, по грав. Бонга, авт. «Нивы»

Тихим шорохом прокрадываются ядовитые речи к уху почтеннаго боярина: хитрый дьяк склонился к нему и шепчет ему на ушко злой наговор на врага. Окольными путями, тихими речами, изветами и клеветой легко добиться его падения; гораздо легче, чем открытою борьбою. И внимательно слушает боярин тихую речь, незаметно подползающую к самому его сердцу и обвивающую его крепкою паутиной клеветы.

И «клевета растет, растет, в злую тучу собирается, — как поется в «Севильском цырюльнике»:—и, как бомба, разрывается»...

Недаром образовался даже особый термин «наушничество», обозначающий все эти разговоры «на ушко», где-нибуд по углам, втихомолку. И мы хорошо из историй, как много жертв погибло у нас от наушничества хотя бы в годы Іоанна Грознаго и Бориса Годунова!

Изящный рисунок художника, акад. Н. П. Шаховского, чрезвычайно живо изображает эту, далеко не изящную в нравственном смысле, сценку, случающуюся, увы, и в наши времена. Клевета никогда не умирает в этом прекраснейшем из миров!

Н. П. Шаховской является автором весьма многих интересных картин, этюдов и рисунков. Некоторые из них в свое время воспроизводились на страницах Нивы. Таковы: «Утро великой субботы», «Опальный боярин», «Ангел вопияше благодатней», «Моление о чаше» , «Последния минуты семейства Годуновых» и пр. Кисти Н. П. Шаховского принадлежат также портреты Нобеля, бар. Корфа, Леве, проф. Быстрова и пр. Все эти произведения указывают крупный талант художника и отличаются правдивостью и экспрессией.

В настоящее время у Н. П. Шаховского находится в мастерской большая картина из русской истории, из эпохи царствования императора Александра II.

Эта картина поражает своей глубокою трогательностью и художественной правдой и со временем, вероятно, сделается украшением одного из русских музеев.

«С новым годом — с новым счастьем!» С этим приветствием приходится сегодня предстать маленькой девочке пред своей мамашей. Торжественность момента, а главное, то обстоятельство, что поздравление нужно прочесть в стихотворной форме, немножко смущают и конфузят маленькую поздравительницу, и надо полагать, что, в конце концов, мамаша придет к ней на помощь и сама же подскажет ей все поздравление до последней строчки. Обе эти особы, изображенный на прелестной картине Р. Визерн, достаточно молоды и радостны, и пожелание «новаго счастья» для них отнюдь не пустой звук, равно как и лишний «новый год» нисколько еще их не устрашает. Молодость не боится новых годов и не жалеет старых, и потому в ее устах новогоднее поздравление всегда бывает искренно и радостно.

Торжественное вступление в мир новаго года представляет хотя и избитую, но, тем не менее, излюбленную тему для поэтов и композиторов. В жизни каждаго человека новогодний момент всегда бывает отмечен особым богатством дум, надежд, желаний и особенным возвышенным настроением. Поэты увлекаются богатством новогодних мыслей, а композиторы стремятся излить в звуках торжественное или мечтательное новогоднее настроение. И новый год постоянно вступает на свое земное поприще под звуки новогодних песен.

Картина Фр. Валлэ переносить нас в уютный салон, где в новогоднюю ночь, не умолкая, раздаются веселые речи и льются звуки новогодней песни. Новое произведете известнаго композитора только-что вышло в свет,и его надо испробовать. И, вот, две молодые девушки исполняют пред собравшимся обществом новый гимн в честь новаго года, в то время, как этот невидимый гость уже пришел в дом и стоит за дверями и только ждет, когда раздастся финальным аккордом к новогодней песне бой часов, чтобы войти в комнату и принести с собой искры веселья и радости, которые он разсыплет и во влаге бокалов, и в глазах людей, и в поздравительных речах.


Императорский Эрмитаж в числе своих замечательных сокровищ обладает восемью картинами знаменитаго испанскаго художника Веласкеса, родившагося в 1599 году в Севилье, и являющагося одним из представителей так-называемой «Севильской школы».

С одною из этих картин мы знакомим здесь наших читателей. Эта картина — «Читающий старик» находится в Эрмитаже еще с 1817 года. Она представлет поясную фигуру почтеннаго седобородаго старика, читающаго, наклонив голову, большую книгу. С его головы ниспадает на плечи зеленовато-черное покрывало, ярко оттеняющее его лицо; фон картины темный, как и на большинстве других картин знаменитаго испанскаго художника.

Многих людей погубило коварство женщины, но редко когда оно проявлялось таким обидным для мужчины образом, как в знаменитой истории Самсона и Далилы. Не могли одолеть мощнаго Самсона целые полчища филистимлян: он побивал их даже такими немудреными орудиями, как ослиная челюсть, но пред женским коварством, пред ее ехидною лаской не устояла вся его мощь!

Художник [[Персона::Художник::Соломон, Соломон Джозеф|Соломон-Соломон, избравший для своей картины этот известный библейский сюжет, изображает его финал. Далила остригла волосы, и Самсон, обезсиленный от потери волос, тщетно борется с напавшими на него филистимлянами. Художнику чрезвычайно удалось передать на картине все богатство поз и напряженность этих борющихся тел. Но всего более удались ему лицо и фигура Далилы: сколько демонической насмешки, сколько ядовитаго торжества в ее тонкой улыбке, в беглом, колючем взгляде ее прекрасных очей и во всей ее позе, изогнувшейся, дразнящей, готовой мгновенно скрыться женщины-змеи!