К рисункам 1911 №11

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск

К рисункам.

К рисункам.

10 января в Париже трагически скончался от ожогов, полученных вследствие опрокинутой лампы, известный русский художник Ф. П. Чумаков. (Этюд и портрет на стр. 201 и 220).

Этой тяжелой и жестокой кончиной завершилась долгая и счастливо начатая жизнь. Покойный художник в свое время пользовался громадной известностью в России и за границей, куда он потом переселился и где провел остальную свою жизнь. Славу свою Чумаков приобрел женскими головками, напоминавшими знаменитые головки Греза. Его даже звали „русским Грезом“.

Интересная „Выставка картин московских любителей-коллекционеров“, снимки с которой мы воспроизводим в настоящем № нашего журнала, познакомила нас с целым рядом выдающихся произведений старых и новых художников. Из старых художников на ней появились Т. Нефф („Апостол Павел“ и „Апостол Петр“), В. Тропинин („Апостол Петр с ангелом“) и Г. Угрюмов с его замечательной картиной „Встреча жениха“. Далее мы встречаем художников более поздней эпохи — таких, как Левитан с его задумчивым пейзажем „Купа деревьев“, или Н. Ярошенко с его мечтательным юношей „Студентом“. Наконец здесь же мы встречаемся и с представителями позднейшей эпохи в живописи А. Степановым и С. Виноградовым. Несколько особняком от них стоит своеобразный и резкий юморист—М. Микешин, этот знаменитый художник и скульптор, в произведениях котораго так странно сочетались здоровый реализм и пылкая фантастика. Его „Москва гуляет“—типичный образчик реальнаго юмора — характерные типы столичной подгулявшей голытьбы. Таким же здоровым реализмом веет и от „Старухи“ В. Перова и от пейзажа В. Поленова „Конец зимы“.

Картина Г. Каульбаха „Король Фридрих пред умершей св. Елисаветой“ переносит нас в XIII век, в ту эпоху, когда в Венгрии и Тюрингии тысячи больных и бедных страдальцев славили свою благодетельницу, Елисавету, ландграфиню Тюрингенскую. По словам современников, она была так близка к Богу своею святою жизнью, что творила чудеса, возвращала здоровье людям и даже воскрешала мертвых. Скончалась она всего 24 лет.

Когда она скончалась, то, по словам легенды, комната, где лежало ее тело, наполнилась пением и щебетом невидимых птиц, словно лесная поляна в солнечный день. Четыре дня она лежала в гробу, как живая, и народ со всей Тюрингии приходил поклониться ее праху. Тогда же явился поклониться ей и сам король Германии, Фридрих II Гогенштауфен, возвратившийся из крестоваго похода. Король Фридрих отдал телу усопшей ландграфския почести. Спустя четыре года после кончины ландграфини Елисаветы папа Григорий IX канонизировал ее и повелел причислить ее к лику святых католической церкви.



Niva-1911-11-cover.png

Содержание №11 1911г.: ТЕКСТЪ. Сфинкс. Одна из легенд русской истории. П. П. Гнедича.—Из новых стихотворений Д. Ратгауза.—Часы с будильником. Разсказ из духовнаго быта. И. Н. Потапенко. — Радий и научные последствия его открытия. Очерк Ж. Данича. — Бюджетные прения в Гос. Думе (Вопросы внутренней жизни).—Пожар в кинематографе на ст. Бологое.—К рисункам.—„Ужасы“.—Заявление.—Объявления.

РИСУНКИ. Этюд.—Выставка картин московских любителей-коллекционеров (14 рисунков),—Король Фридрих пред умершей св. Елисаветой.—Лаборатория Марии Кюри в Париже (1 портрет и 4 рисунка). — „19 февраля 1861 г.“. Крестьяне-члены Г. Думы во главе с председателем А, И. Гучковым и товарищами председателя кн. В. М. Волконским и М. Я. Капустиным, и председатель Совета министров П. А. Столыпин на открытии памятнику Царю-Освободителю.—Пожар кинематографа на ст. Бологое (2 рисунка).—Ф. П. Чумаков.

К этому № прилагается „Полнаго собрания сочинений Л. А. Мея“ кн. 2.

г. XLII. Выдан: 12 марта 1911 г. Редактор: В. Я. Светлов. Редактор-Издат.: Л. Ф. Маркс.