К рисункам 1911 №15

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск

К рисункам.


„...И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые

Так повествует евангелист Матфей о величайшем евангельском событии, которое мы празднуем и будем праздновать всегда в первые вешние дни каждаго года, когда сама природа воскресает для новой жизни, напоминая нам о мнимости смерти и разрушения и о непреложности вечной новой жизни. Светлый и радостный „праздников праздник и торжество из торжеств“, Светлое Христово воскресение окружено яркой и чистой поэзией, которая освещает нам сердце уже в самом раннем детстве, когда нам впервые говорят о евангельских событиях и когда нас еще носят на руках в церковь, как того ребенка, котораго изображает на своем изящном рисунке И. Ижакевич („ От Светлой заутрени“). Необычно поздний ночной час, яркий блеск церковных свечей, пестрая и нарядная толпа богомольцев — все эти яркия и праздничные впечатления, полученные в раннем детстве, навсегда глубоко западают в душу и оставляют в ней благотворный след.

Они—тот далекий маяк, к которому невольно обращается наш духовный взор в тяжелые дни житейских испытаний и скорби.

И даже будничные приготовления к радостному и поэтичному Празднику праздников окружены в нашем воспоминании и представлении ореолом мирной и милой поэзии, и мы с невольной улыбкой любуемся мальчуганом, который накануне Пасхи (рисунок С. Милорадовича) старательно и, повидимому, с большим знанием дела раскрашивает пасхальные яйца.

Пасхальное яйцо - прекрасный символ новой жизни, таящейся в той всечеловеческой любви, которую знаменуют пасхальный поцелуй и даримое при этом пасхальное яйцо. „Все живое из яйца“—все, чем живет и дышит, и на что надеется, и во что верит старый измученный мир... Все великое и светлое, завещанное нам крестными страданиями Спасителя и Его воскресением, заключено в этом прекрасном символе любви и всепрощения.

Немалое количество пасхальных яиц пришлось заготовить и важному боярину, который изображен И. Горюшкиным-Сорокопудовым („Раздача милостыни в Святую ночь в старой, Руси“). Боярин, боярыня и боярышня выходят с утрени домой и по пути в притворе храма оделяют нищую братию яйцами и иным розговеньем, как повелось изстари. Одно за другим исчезают крашеные яйца и пышные куличи в сумах нищих, а боярин идет, не торопясь, к ожидающей его колымаге, в трепетном сиянии праздничных церковных огней, и в его груди так же трепетно сияет возродившееся теплое чувство любви к людям, к тихой весенней ночи, ко всему миру.

Хороша и полна неизведанной тайны тихая пасхальная ночь. В ее темноте так ярко и радостно горят огни пасхальной заутрени. Красивая и поэтичная картина Н. Пимоненко переносит нас в теплую и благоуханную Украйну. В сельской церкви идет Светлая заутреня. Маленькая церковка не вмещает всех богомольцев, и целая толпа их стоит прямо на открытом воздухе, под звездным небом. И всюду, куда ни посмотришь, виднеются небесные звезды и такия же звезды земных праздничных огней. И кажется, что в пасхальную полночь темная и мрачная земля стала чистым и святым небом и, как и оно, оделась тысячами звезд...

«Как краткий миг, земля приютом стала

Небесных дум и чувств и красоты.

На ней любовь святая засияла,

И выросли небесные цветы...»

Забавный жанр В. Е. Маковскаго „Гастроном“ сразу переносит нас из области поэзии в сферу торжественной праздничной прозы. Но и эта проза имеет в себе нечто поэтическое, поскольку и она проникнута настроением светлаго дня.

Niva-1911-15-cover.png

Содержание №15 1911г.: ТЕКСТЪ. Третейский суд. Разсказ И. Потапенко.—Пасхальная ночь. Стихотворение Н. Шульговскаго. — Про свят день. Исторический разсказ Г. Т. Северцева-Полилова.—Мироносицы. Стихотворение К. Фофанова.— Золотые Ворота. Іерусалимская легенда Сельмы Лагерлеф.— Разложение Турции.—Под звездным флагом (Политическое обозрение).—К рисункам.—Хозе Рауль Капабланка-и-Граупера.—Жемчужные деньги.—Объявления.

РИСУНКИ. От Светлой заутрени. — Воскресение Христово. — Воскресение Христово. — Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси. — Гастроном. — Пасхальная заутреня.— Накануне Пасхи.—Новый председатель Государственной Думы М. В. Родзянко.—Храм в память 300-летия царствования Дома Романовых. — Хозе Рауль Капабланка-и-Граупера. — Жемчужные деньги в Сиаме (4 рисунка).

г. XLII. Выдан: 2 апреля 1911 г. Редактор: В. Я. Светлов. Редактор-Издат.: Л. Ф. Маркс.