К рисункам 1911 №3

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск

К рисункам.

Р. Берггольц. Сумерки.

В поэтическом пейзаже Р. Берггольца „Сумерки“ чувствуется неуловимое дыхание ранней весны, когда снег еще не сошел с полей, и деревья еще стоят голые, но реки и ручьи уже ожили и несут с собою светлое благовестие недалекаго торжества солнца и тепла. Это—одна из тех картин, от которых веет настоящей природой, заглядывающей к нам чрез раму картины словно сквозь окно.


1911-03-elements-osennyaya-vystavka.png


Ж. Шеррер. Зарождение Марсельезы.

Целый ряд картин, взятых нами с „Осенней выставки Товарищества художников“ в С.-Петербурге, представляет собою почти сплошную вереницу пейзажей. Крымские морские виды П. Вагнера, оригинальные по своей яркой колоритности пейзажи В. Зарубина, „Начало весны“ А. Прокофьева,—все это— „кусочки природы“, лишь кое-где, как, например, у Зарубина, дополненные своеобразными постройками или фигурами животных („На водопое“ И. Дженеева). Исключением из этого ряда пейзажей являются только „Подруги“ С. Зейденберга и оригинальный куриный жанр А. Степанова „Куры“. Это изобилие пейзажей, характерное почти для каждой из современных русских картинных выставок, указывает на своеобразную, чисто славянскую, созерцательность и любовь к природе наших художников.

Совершенно другой характер имеет картина французскаго художника Ж. Шеррер,—„Зарождение Марсельезы“. Вся она—один сплошной порыв, чуждый какой-либо мечтательности и созерцательности. Пред нами талантливый автор знаменитаго французскаго национальнаго гимна, молодой страсбургский офицер, Руже де-Лиль, сочиняющий слова и музыку Марсельезы. Как это ни странно, но такая блестящая и вдохновенная музыкальная композиция, как французский гимн, была сочинена не настоящим композитором, а простым дилетантом, посвящавшим музыке только часть своих досугов. И тем не менее он создал настоящий перл музыкальнаго творчества, дивную мелодию, и она живет неувядаемою жизнью, тогда как множество настоящих, патентованных и ученых, музыкальных произведений навсегда и безповоротно исчезли в бездне забвения.

Эффектная картина Ж. Шеррер изображает момент „зарождения Марсельезы“ в несколько символической форме, но исторический облик Руже де-Лиль выдержан с полной верностью и заставляет вспомнить о знаменитой луврской картина
sic!
„Руже де-Лил поет в первый раз Марселъезу у мэра г. Страсбурга“. Обе эти картины могут составить хороший pendant друг к другу.


Niva-1911-3-cover.png

Содержание №3 1911г.: ТЕКСТЪ. Выбор. Повесть И. Потапенко. (Продолжение). — В тихом уголке. Стихотворение Петра Быкова. — Между небом и землей. Очерк И. Кипренскаго.—Родэн и Толстой. Очерк Л. М. Камышникова.—Млечный путь. Очерк Н. С. Павловскаго.—Насекомые-разрушители. Очерк М. Орлова.—Эмир бухарский.—А. М. Скабичевский.—К рисункам.—Вздорожание продуктов (Вопросы внутренной жизни).—Черные дни Португалии (Политическое обозрение).—Объявления.

РИСУНКИ. Сумерки. — Осенняя выставка картин „Товарищества Художников“ в С.-Петербурге (12 рисунков). — Зарождение Марсельезы. Руже де Лиль сочиняет французский национальный гимн. — Млечный путь (3 рисунка). — „Насекомые-разрушители“ (9 рисунков). Эмир бухарский Сеид-Абдул-Уль-Ахад-хан. — Вступивший на престол эмир бухарский его высочество Сеид-Мир-Алим.—Критик А. М. Скабичевский.—П. Н. Волков.

К этому № прилагается „Полнаго собрания сочинений А. Ф. Писемскаго“ кн. 19.

г. XLII. Выдан: 15 января 1911 г. Редактор: В. Я. Светлов. Редактор-Издат.: Л. Ф. Маркс.