К рисункам 1911 №43

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск

К рисункам.

Родригеc Акоста. Испанские цыгане.
В. Кузнецов. „Искони на Руси святой“
А. фон-Фольборт. Тристан и Изольда.
М. Добужинский. Петр в Голландии
Б. Кустодиев. Монастырь.

Картина художника Родригеца Акосты „Испанские цыгане* представляет собою живую и изящную сценку из жизни этих вечных странников, кочующих „шумною толпою“ по всему миру. В образах, созданных кистью Р. Акосты, чувствуется однако и нечто специфически местное—испанское, и в чертах танцующих цыганок нам невольно представляется облик знаменитой испанской чаровницы цыганки—Кармен. И вспоминается эффектная сцена второго действия прелестной оперы Ж. Бизе:

«Ты слышишь, бубен зазвучал?

Те звуки к танцам нас призвали...»

Картина А. фон-Фальборта „Тристан и Изольда“ заставляет нас вспомнить о другой знаменитой опере—о великолепной музыкальной драме Р. Вагнера. Тристан и Изольда—герои известной и очень распространенной средневековой легенды. Тристан—племянник короля Корнваллийскаго, Марка, сосватал для последняго златокудрую Изольду, дочь короля Ирландскаго. Но во время путешествия обратно в Корнваллис Изольда и Тристан выпивают любовное зелье и с тех пор становятся связанными взаимной любовью навеки. После целаго ряда романических приключений наступает роковая развязка: Изольда ошибочно полагает, что Тристан погиб, и умирает с горя. Умирает затем на ее трупе и Тристан.

Этот заключительный эпизод мрачной и трогательной средневековой легенды и изображен художником на его картине.

Искони на Руси святой была крепка народная вера. Искони на Руси святой был могуч порыв народнаго духа в горнюю высь, к вечной и святой Правде. Испокон века на Руси теплились предъиконные свечи, и шествовали по лицу ее земли крестные ходы с чудотворными иконами. И как Пламя церковных свеч горели слова творимых молитв—жаркия и светлые..

Этим настроением полна картина художника В. Кузнецова. В униссон с ней звучит и яркая композиция худ. Б. Кустодиева „Монастыр“: и здесь чувствуется мощь народной веры, которая воздвигала вековые монастыри—оплот народности и христианской культуры на Руси.

В картине М. Добужинскаго „Петр в Голландии“ мы видим зарождение светской культурности в России: пред нами величавая фигура Великаго Преобразователя России, обучающагося у голландских мастеров корабельному строительству.

Niva-1911-43-cover.png

Содержание №43 1911г.: ТЕКСТЪ: Заколдованный круг. Повесть В. Тихонова. (Окончание). — Франц Лист. Очерк А. Коптяева. (Окончание). — Стихотворение Л. Дудина.—У Троеручицы. Разсказ X. Таешемскаго. — Проекты памятника в память 300-летия Дома Романовых. — Столетие Императорскаго Александровскаго Лицея.—Конкурс по сооружению памятника первому русскому актеру Волкову. — Безпомощность Турции и затруднения Италии (Политическое обозрение).—С. Н. Худеков.—А. К. Гермониус.—П. В. Кузнецкий.—К рисункам.—Объявления.

РИСУНКИ: Испанские цыгане.—„Искони на Руси святой“.—Тристан и Изольда.—Петр в Голландии (Амстердам, верфь Ост-Индской компании).—Монастырь.— Конкурс проектов памятника в Костроме в ознаменование 300-летия Дома Романовых (3 рисунка). — Столетие Императорскаго Александровскаго Лицея (7 рисунков и 2 портрета). — Конкурс по сооружению памятника первому русскому актеру Волкову (3 рисунка).—С. Н. Худеков.—А. К. Гермониус.—П. В. Кузнецкий.

К этому № прилагается „Полнаго собрания сочинений А. Ф. Писемскаго" кн. 35.