К.Е.Маковский 1911 №2

Материал из Niva
Перейти к: навигация, поиск

К. Е. Маковский.

(С 2 портр. и 11 рис. на стр. 21, 24, 25, 28, 33 и 35).

Очерк Г. Аркатова.


К. Е. Маковский в настоящее время.
К. Е. Маковский в молодые годы.

18 декабря прошлаго года исполнилось пятидесятилетие художественной деятельности знаменитаго русскаго художника—Константина Егоровича Маковскаго.

Мало найдется русских людей, которые не слыхали бы об этом "волшебнике кисти“и не видали бы, хотя бы в воспроизведении, его картин. Имя Константина Маковскаго принадлежит к числу таких имен, которые как бы светятся собственным блеском. У нас было немного таких имен в среде художников даже тогда, когда русское живописное искусство переживало эпоху своего наивысшаго расцвета. Теперь же К. Маковский остается одним из самых последних могикан великаго поколения и, пережив Перова, Крамского, Верещагина и других своих знаменитых современников, продолжает и поддерживает славу русскаго искусства в его будничную эпоху.

В творчестве К. Маковскаго именно много праздничности. Оно полно жизнерадостности, блеска, веселой и здоровой молодости и той повышенной жизненной энергии, которая была так свойственна античному миру и превращала там почти всякое мирное общественное выступление в народный праздник. Праздничность, с ее яркими красками и ликующим колоритом, так близка кисти К. Маковскаго и так неотделима от нея, что в иных из его произведений она вступает даже в некоторый компромисс с самою темою картины. Так, например, в "Смерти Петрония“трагический сюжет картины почти тонет в ярком блеске окружающаго пиршества. Даже в знаменитейшей из картин Маковскаго—"Смерть царя Ивана Грознаго“—тонко прочувствованная и дивно переданная красота стариннаго русскаго боярскаго обихода и блеск боярских костюмов смягчают жестокость и резкость драматической сцены. В других его картинах, и в особенности в его плафонах, а также в безчисленных женских портретах, ослепительная колоритность и солнечность тонов и красок создают дивную гармонию, в которой чувствуется совершенство таланта. К. Е. Маковскому удалось постигнуть один из величайших секретов настоящаго художественнаго творчества — секрет красоты, —той красоты, которую рождает солнце и которая проникает всю природу.

К. Е. Маковский дорог нам и не этим одним драгоценным свойством. Как русский человек, он открыл красоту в древне-русской старине и воспроизвел ее перед нами в без­численных картинах из древне-русской и боярской эпох. Он—вдохновенный певец этой эпохи, в которой было так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский—поэт-историк , живой и вдохновенный комментатор Соловьева и Забелина. Одному его "Боярскому пиру“мы более обязаны нашим знакомством с русской стариной, чем десяткам учебников. Будучи европейской знаменитостью в полном значении этого слова, пользуясь одинаковой популярностью в Риме, Париже и Америке, имея студии в разных концах Европы, К. Е. Маковский тем не менее остался чисто-русским художником, художником-националистом.

К. Е. Маковский родился в Москве, в 1839 году. Его отец—скромный чиновник московской дворцовой конторы—Е. И. Маковский, был искренним знатоком и любителем искусства и на медные гроши собрал ценную коллекцию редких гравюр, картин и офортов. Свою любовь к искусству он передал и сыновьям (К. Е. и В. Е. Маковским) и деятельно развивал их врожденный талант. Константина он брал с собою каждое воскресенье на "художественную охоту“— на поиски редкостей у московских букинистов и старьевщиков—и заставлял его всякий раз брать с собой альбом и по дороге зарисовывать все, что ни встречалось типичнаго и интереснаго, будь то подвыпивший извозчик , московский франт или уголок старинной постройки. Отец Маковскаго Основал вместе с другими лицами "Школу живописи, ваяния и зодчества“, и К. Е. стал одним из первых учеников этой школы. Образование его шло так успешно, что уже четырнадцатилетним юношей он стал появляться на выставках, а к семнадцати годам получил все награды и медали, какия были установлены в школе, и перешел в Академию Художеств прямо в натурный класс. Здесь он удивил и профессоров и товарищей небывалым новшеством: стал писать этюды в натуральную величину. Уже тогда сказалось стремление К. Е. Маковскаго к громадным полотнам, к широкой и могучей распланировке сюжета. Некоторый неуспех постиг молодого художника, когда он конкурировал на малую золотую медаль. Ему отказали в медали не потому, чтобы его картина "Исцеление слепых“была неудачна (наоборот, она была признана превосходною), но по его "крайней молодости“... Неудачен был и второй конкурс— и опять-таки по "посторонней причине“: из-за личнаго столкновения с ректором. И только в третий раз К. Е. Маковский добился своей цели и получил медаль за композицию "Смерть детей Бориса Годунова".

Позднее К. Е. вместе с двенадцатью своими товарищами отказался конкурировать на большую золотую медаль, не желая писать на заданную тему, и ушел из Академии. Он снял на Английской набережной мастерскую и быстро приобрел крупную известность среди большой публики. К нему посыпались заказы на портреты, в особенности после того, как он блестяще написал портрет императора Александра II. В мастерской моднаго художника собирались представители и представительницы петербургскаго большого света. Знаменитейшия красавицы столицы предлагали ему позировать для его боярынь и вакханок . И мало-по-малу известность К. Е. Маковскаго перешла в Европу, и к 80-м годам минувшаго столетия многия из его произведений переплыли океан и остались в руках американских любителей искусства, о чем, конечно, можно только пожалеть.

Академия потом примирилась с своим "бунтовщиком“и удостоила его звания профессора за его картину "Перенесение священнаго ковра“. В течение своей долгой художественной деятельности К. Маковский написал безчисленное множество картин, этюдов, портретов и акварелей. Перечислять даже крупнейшия из его произведений было бы очень затруднительно. Однеми из самых выдающихся его картин считаются: "Боярский пир“и "Смерть Ивана Грознаго“. К сожалению, последняя картина находится на чужбине, в частных руках и недоступна для публики.

Громкую извест­ность также приобрели картины: "Смерть Петрония“, "Убиение Самозванца“, "Перенесение священнаго ковра“и "Минин“. "Минин“ впервые появился на всероссийской нижегородской выставке в 1896 году. Появление этой картины на родине зна­менитаго нашего национальнаго героя было, конечно, вполне уместно, и картина имела тогда громадный успех у нынешних земляков Минина, как и у всей русской публики. Эта картина отличается колоссальными размерами. Это—самая громадная картина в России.

К. Е. Маковский—один из старейших и деятельнейших сотрудников нашего журнала. Его имя было тесно связано с "Нивой", с первых лет ее существования. На страницах "Нивы" был помещен целый ряд его рисунков и снимков с его картин ("Весна“, "Болгарка у околицы“, "В кокошнике“, "За прялкой“, "Заснула“, портрет Н. И. Костомарова, "Лесная фея“и т. д.). Но главным образом имя К. Е. Маковскаго стало знакомо нашим читателям благодаря тем художественным премиям-картинам, которые в свое время "Нива“ давала своим подписчикам. В числе этих премий было шесть картин К. Е. Маковскаго: "Бабушкина сказка“, "Гаданье“, "Гулянье на Адмиралтейской площади“, "Воскресный день в малороссийской деревне“, "Минин на Кремлевской площади“ и "Гусляр“. Эти картины имели воспитательно-художественное значение для массы провинциальной публики.

В настоящем № "Нивы“ мы воспроизводим целый ряд картин К. Е. Маковскаго и в их числе фрагмент, т. -е. часть, громадной картины "Смерть Петрония“. Знаменитый поэт, "учитель изящнаго“ и "законодатель пиршеств“, Петроний умирает на одном из блестящих пиров. И, глядя на эту картину, невольно вспоминаешь красивые стихи Л. А. Мея из его поэмы "Цветы“:


«И падают и падают цветы,

И сыплются дождем неудержимым...

Клокочет кровь, и сердце замирает

Оте жара и несносной духоты...

И падают и падают цветы»...


Всю жизнь сыпал цветы своего яркаго таланта К. Е. Маковский, и теперь по поводу исполнившагося юбилея его художественной деятельности, 18-го декабря, многочисленные друзья и поклонники маститаго художника ответили ему блестящим чествованием—адресами, поздравлениями и торжественным обедом. Было множество тостов и речей, в которых чувствовалась искренняя любовь к художнику, сумевшему найти жизнерадостные краски и вечное солнце в русском искусстве и воспевшему красоту русской старины и русской женщины. Юбилей знаменитаго автора "Боярскаго пира“превратился таким образом в своего рода тоже боярский пир, на котором собрались бояре и именитые люди русскаго искусства и первое место на котором занимал первостатейный боярин—К. Е. Маковский.

Niva-1911-2-cover.png

Содержание №2 1911г.: ТЕКСТЪ. Выбор. Повесть И. Потапенко. (Продолжение).— Стихотворение Пимена Карпова.—Талант, разсказ Скитальца (С. Петрова).- Цветы крови и лазури. Вечерняя сказка М. Пожаровой.—I. I. Ясинский. Очерк П. Быкова.— К. Е. Маковский. Очерк Г. Аркатова.—Экзотическия революции.(Политическое обозрение).—В Государственной Думе.—Смесь.—Объявления.

РИСУНКИ. К 50-летнему юбилею К. Е. Маковскаго (10 рисунков и 3 портрета).—К 75-летию Полоцкаго кадетскаго корпуса (1 портрет и 5 рисунков).— Вновь назначенный начальник Императорской Военно-Медицинской Академии, лейб-хирург, т. с. Н. А. Вельяминов.—Дом, пожертвованный А. Е. Бузовой городу Петербургу.

К этому прилагается „Полнаго собрания сочинений Ант. П. Чехова“ кн. I.