Къ рисункамъ 1911 №11

From Niva
Jump to: navigation, search

Къ рисункамъ.

Къ рисункамъ.

10 января въ Парижѣ трагически скончался отъ ожоговъ, полученныхъ вслѣдствіе опрокинутой лампы, извѣстный русскій художникъ Ѳ. П. Чумаковъ. (Этюдъ и портретъ на стр. 201 и 220).

Этой тяжелой и жестокой кончиной завершилась долгая и счастливо начатая жизнь. Покойный художникъ въ свое время пользовался громадной извѣстностью въ Россіи и за границей, куда онъ потомъ переселился и гдѣ провелъ остальную свою жизнь. Славу свою Чумаковъ пріобрѣлъ женскими головками, напоминавшими знаменитыя головки Греза. Его даже звали „русскимъ Грезомъ“.

Интересная „Выставка картинъ московскихъ любителей-коллекціонеровъ“, снимки съ которой мы воспроизводимъ въ настоящемъ № нашего журнала, познакомила насъ съ цѣлымъ рядомъ выдающихся произведеній старыхъ и новыхъ художниковъ. Изъ старыхъ художниковъ на ней появились Т. Неффъ („Апостолъ Павелъ“ и „Апостолъ Петръ“), В. Тропининъ („Апостолъ Петръ съ ангеломъ“) и Г. Угрюмовъ съ его замѣчательной картиной „Встрѣча жениха“. Далѣе мы встрѣчаемъ художниковъ болѣе поздней эпохи — такихъ, какъ Левитанъ съ его задумчивымъ пейзажемъ „Купа деревьевъ“, или Н. Ярошенко съ его мечтательнымъ юношей „Студентомъ“. Наконецъ здѣсь же мы встрѣчаемся и съ представителями позднѣйшей эпохи въ живописи А. Степановымъ и С. Виноградовымъ. Нѣсколько особнякомъ отъ нихъ стоитъ своеобразный и рѣзкій юмористъ—М. Микѣшинъ, этотъ знаменитый художникъ и скульпторъ, въ произведеніяхъ котораго такъ странно сочетались здоровый реализмъ и пылкая фантастика. Его „Москва гуляетъ“—типичный образчикъ реальнаго юмора — характерные типы столичной подгулявшей голытьбы. Такимъ же здоровымъ реализмомъ вѣетъ и отъ „Старухи“ В. Перова и отъ пейзажа В. Полѣнова „Конецъ зимы“.

Картина Г. Каульбаха „Король Фридрихъ предъ умершей св. Елисаветой“ переноситъ насъ въ XIII вѣкъ, въ ту эпоху, когда въ Венгріи и Тюрингіи тысячи больныхъ и бѣдныхъ страдальцевъ славили свою благодѣтельницу, Елисавету, ландграфиню Тюрингенскую. По словамъ современниковъ, она была такъ близка къ Богу своею святою жизнью, что творила чудеса, возвращала здоровье людямъ и даже воскрешала мертвыхъ. Скончалась она всего 24 лѣтъ.

Когда она скончалась, то, по словамъ легенды, комната, гдѣ лежало ея тѣло, наполнилась пѣніемъ и щебетомъ невидимыхъ птицъ, словно лѣсная поляна въ солнечный день. Четыре дня она лежала въ гробу, какъ живая, и народъ со всей Тюрингіи приходилъ поклониться ея праху. Тогда же явился поклониться ей и самъ король Германіи, Фридрихъ II Гогенштауфенъ, возвратившійся изъ крестоваго похода. Король Фридрихъ отдалъ тѣлу усопшей ландграфскія почести. Спустя четыре года послѣ кончины ландграфини Елисаветы папа Григорій IX канонизировалъ ее и повелѣлъ причислить ее къ лику святыхъ католической церкви.



Niva-1911-11-cover.png

Содержание №11 1911г.: ТЕКСТЪ. Сфинксъ. Одна изъ легендъ русской исторіи. П. П. Гнѣдича.—Изъ новыхъ стихотвореній Д. Ратгауза.—Часы съ будильникомъ. Разсказъ изъ духовнаго быта. И. Н. Потапенко. — Радій и научныя послѣдствія его открытія. Очеркъ Ж. Данича. — Бюджетныя пренія въ Гос. Думѣ (Вопросы внутренней жизни).—Пожаръ въ кинематографѣ на ст. Бологое.—Къ рисункамъ.—„Ужасы“.—Заявленіе.—Объявленія.

РИСУНКИ. Этюдъ.—Выставка картинъ московскихъ любителей-коллекціонеровъ (14 рисунковъ),—Король Фридрихъ предъ умершей св. Елисаветой.—Лабораторія Маріи Кюри въ Парижѣ (1 портретъ и 4 рисунка). — „19 февраля 1861 г.“. Крестьяне-члены Г. Думы во главѣ съ предсѣдателемъ А, И. Гучковымъ и товарищами предсѣдателя кн. В. М. Волконскимъ и М. Я. Капустинымъ, и предсѣдатель Совѣта министровъ П. А. Столыпинъ на открытіи памятнику Царю-Освободителю.—Пожаръ кинематографа на ст. Бологое (2 рисунка).—Ѳ. П. Чумаковъ.

Къ этому № прилагается „Полнаго собранія сочиненій Л. А. Мея“ кн. 2.

г. XLII. Выданъ: 12 марта 1911 г. Редакторъ: В. Я. Светловъ. Редакторъ-Издат.: Л. Ф. Марксъ.