Къ рисункамъ 1911 №3

From Niva
Jump to: navigation, search

Къ рисункамъ.

Р. Берггольцъ. Сумерки.

Въ поэтическомъ пейзажѣ Р. Берггольца „Сумерки“ чувствуется неуловимое дыханіе ранней весны, когда снѣгъ еще не сошелъ съ полей, и деревья еще стоятъ голыя, но рѣки и ручьи уже ожили и несутъ съ собою свѣтлое благовѣстіе недалекаго торжества солнца и тепла. Это—одна изъ тѣхъ картинъ, отъ которыхъ вѣетъ настоящей природой, заглядывающей къ намъ чрезъ раму картины словно сквозь окно.


1911-03-elements-osennyaya-vystavka.png


Ж. Шерреръ. Зарожденіе Марсельезы.

Цѣлый рядъ картинъ, взятыхъ нами съ „Осенней выставки Товарищества художниковъ“ въ С.-Петербургѣ, представляетъ собою почти сплошную вереницу пейзажей. Крымскіе морскіе виды П. Вагнера, оригинальные по своей яркой колоритности пейзажи В. Зарубина, „Начало весны“ А. Прокофьева,—все это— „кусочки природы“, лишь кое-гдѣ, какъ, напримѣръ, у Зарубина, дополненные своеобразными постройками или фигурами животныхъ („На водопоѣ“ И. Дженѣева). Исключеніемъ изъ этого ряда пейзажей являются только „Подруги“ С. Зейденберга и оригинальный куриный жанръ А. Степанова „Куры“. Это изобиліе пейзажей, характерное почти для каждой изъ современныхъ русскихъ картинныхъ выставокъ, указываетъ на своеобразную, чисто славянскую, созерцательность и любовь къ природѣ нашихъ художниковъ.

Совершенно другой характеръ имѣетъ картина французскаго художника Ж. Шерреръ,—„Зарожденіе Марсельезы“. Вся она—одинъ сплошной порывъ, чуждый какой-либо мечтательности и созерцательности. Предъ нами талантливый авторъ знаменитаго французскаго національнаго гимна, молодой страсбургскій офицеръ, Руже де-Лиль, сочиняющій слова и музыку Марсельезы. Какъ это ни странно, но такая блестящая и вдохновенная музыкальная композиція, какъ французскій гимнъ, была сочинена не настоящимъ композиторомъ, а простымъ дилетантомъ, посвящавшимъ музыкѣ только часть своихъ досуговъ. И тѣмъ не менѣе онъ создалъ настоящій перлъ музыкальнаго творчества, дивную мелодію, и она живетъ неувядаемою жизнью, тогда какъ множество настоящихъ, патентованныхъ и ученыхъ, музыкальныхъ произведеній навсегда и безповоротно исчезли въ безднѣ забвенія.

Эффектная картина Ж. Шерреръ изображаетъ моментъ „зарожденія Марсельезы“ въ нѣсколько символической формѣ, но историческій обликъ Руже де-Лиль выдержанъ съ полной вѣрностью и заставляетъ вспомнить о знаменитой луврской картина
sic!
„Руже де-Лилъ поетъ въ первый разъ Марселъезу у мэра г. Страсбурга“. Обѣ эти картины могутъ составить хорошій pendant другъ къ другу.


Niva-1911-3-cover.png

Содержание №3 1911г.: ТЕКСТЪ. Выборъ. Повѣсть И. Потапенко. (Продолженіе). — Въ тихомъ уголкѣ. Стихотвореніе Петра Быкова. — Между небомъ и землей. Очеркъ И. Кипренскаго.—Родэнъ и Толстой. Очеркъ Л. М. Камышникова.—Млечный путь. Очеркъ Н. С. Павловскаго.—Насѣкомыя-разрушители. Очеркъ М. Орлова.—Эмиръ бухарскій.—А. М. Скабичевскій.—Къ рисункамъ.—Вздорожаніе продуктовъ (Вопросы внутренной жизни).—Черные дни Португаліи (Политическое обозрѣніе).—Объявленiя.

РИСУНКИ. Сумерки. — Осенняя выставка картинъ „Товарищества Художниковъ“ въ С.-Петербургѣ (12 рисунковъ). — Зарожденіе Марсельезы. Руже де Лиль сочиняетъ французскій національный гимнъ. — Млечный путь (3 рисунка). — „Насѣкомыя-разрушители“ (9 рисунковъ). Эмиръ бухарскій Сеидъ-Абдулъ-Уль-Ахадъ-ханъ. — Вступившій на престолъ эмиръ бухарскій его высочество Сеидъ-Миръ-Алимъ.—Критикъ А. М. Скабичевскій.—П. Н. Волковъ.

Къ этому № прилагается „Полнаго собранія сочиненій А. Ѳ. Писемскаго“ кн. 19.

г. XLII. Выданъ: 15 января 1911 г. Редакторъ: В. Я. Светловъ. Редакторъ-Издат.: Л. Ф. Марксъ.