Столѣтіе Казанскаго собора 1911 №40

From Niva
Jump to: navigation, search

Столѣтіе Казанскаго Собора.

(Съ 5 рис. и портр. на стр. 742 и 743).

15 сентября с. г. исполнились ровно сто лѣтъ со дня окончанія постройки одного изъ красивѣйшихъ храмовъ не только у насъ, но и въ Европѣ. Этотъ храмъ — Казанскій Соборъ въ Петербургѣ на Невскомъ проспектѣ. Прототипомъ его является знаменитый Соборъ Св. Петра въ Римѣ. Конечно, римскій храмъ много величественнѣе и грандіознѣе. Но съ точки зрѣнія стройности пропорціи пальма первенства за Казанскимъ Соборомъ. Въ немъ больше единства и общей гармоніи. Оно и понятно. Храмъ строился на протяженіи всего десяти лѣтъ и руководилъ его созиданіемъ единственный зодчій Воронихинъ, если не считать незначительно помогавшаго ему Захарова. Что же касается Собора Св. Петра, то онъ строился едва ли не около трехсотъ лѣтъ. При чемъ архитекторами его были и Микель-Анджело, и Брунелески, и Вазари, и Гибберти, и даже Рафаэль. Это—главные, не считая второстепенныхъ. При такихъ условіяхъ мудрено, въ самомъ дѣлѣ, требовать гармоніи и единства.

Чрезвычайно красивы крытыя коллонады Казанскаго Собора, подковой расходящіяся отъ главнаго корпуса. Идея этого храма принадлежитъ императору Павлу. Имъ утверждены были планы академика Воронихина и собрана строительная комиссія подъ предсѣдательствомъ графа А. С. Строганова. Приступили же къ работамъ лишь въ 1801 году, послѣ смерти Павла. Стиль, въ которомъ построенъ Соборъ,—стиль итальянскаго Возрожденія. Въ украшеніи и декоративномъ убранствѣ принимали участіе лучшіе скульпторы и живописцы, какъ современники, такъ и позднѣйшаго періода. Въ нишахъ главнаго фронтона обращаютъ вниманіе монументальныя бронзовыя статуи Іоанна Крестителя, Владиміра Святого, Александра Невскаго и Андрея Первозваннаго. Первая исполнена Мартосомъ, двѣ послѣдующія—Пименовымъ и четвертая—Демутъ-Малиновскимъ.

Внутри Собора живопись принадлежитъ кисти такихъ мастеровъ, какъ Боровиковскій, Басинъ, Брюлловъ, Шебуевъ и Егоровъ. Иконостасъ главнаго алтаря удивляетъ тонкостью своей чеканной работы. Около ста пудовъ серебра пошло на главный иконостасъ. Половина этого количества была принесена въ даръ храму Казанской Божьей Матери донскими казаками, которые отбили въ 1812 году это серебро у французовъ. Вообще съ этимъ храмомъ связано много воспоминаній объ Отечественной войнѣ. Въ Казанскомъ Соборѣ—гробница героя 12-го года, фельдмаршала князя Кутузова-Смоленскаго. Стѣны храма въ нѣкоторыхъ мѣстахъ покрыты французскими знаменами, отнятыми нашими войсками во многихъ сраженіяхъ.

Остановимся теперь на личности того, чьими трудами и талантомъ созданъ былъ этотъ прекрасный Соборъ, на протяженіи цѣлаго вѣка чарующій всѣхъ, кто его видѣлъ и видитъ. Андрей Никифоровичъ Воронихинъ, подобно строителю Академіи Художествъ Кокоринову, происходилъ изъ народа. Родился онъ въ Пермской губерніи и былъ крѣпостнымъ графа А. С. Строганова, человѣка просвѣщеннаго и по тому времени чрезвычайно гуманнаго. У маленькаго Андрюши рано обнаружились способности къ рисованію. Объ этомъ случайно узналъ графъ, и, когда Воронихину исполнилось семнадцать лѣтъ, Строгановъ отправилъ его въ Москву, чтобъ онъ серьезно занялся художественнымъ образованіемъ. Подъ руководствомъ архитекторовъ Баженова и Казакова Воронихинъ много и усердно работалъ и былъ переведенъ по желанію графа въ Петербургъ. Съ 1784 по 1790 г. Воронихинъ по волѣ графа совершилъ четыре поѣздки по Россіи и Западной Европѣ. Сопровождалъ его знаменитый Роммъ, съ матери котораго Воронихинъ написалъ превосходный портретъ. За границей онъ серьезно изучалъ перспективу, архитектуру и много работалъ въ области пейзажной живописи. Кромѣ того, Воронихинъ интересовался математикой и естественными науками, физикой, механикой и астрономіей. Изъ этого краткаго перечня видно, какой это былъ разносторонній талантъ. Графъ Строгановъ оцѣнилъ Воронихина по достоинству и въ день, когда художнику исполнилось двадцать семь лѣтъ, онъ получилъ отпускную, сдѣлавшись такимъ образомъ совершенно свободнымъ. По возвращеніи въ Петербургъ, Воронихинъ продолжалъ заниматься перспективой и миніатюрной живописью. Въ 1794 г. онъ представилъ въ Академію Художествъ картину, изображающую въ перспективномъ видѣ картинную галлерею графа Строганова, и получилъ за эту работу званіе академика. Картина эта находится теперь въ Академіи. Но главная художественная заслуга Воронихина, это—проектъ и постройка Казанскаго Собора.

Закладка Собора послѣдовала 27 марта 1801 г., а оконченъ онъ въ сентябрѣ 1811 года. Изъ другихъ построекъ Воронихина извѣстны: домъ Государственнаго Казначейства, зданіе Горнаго института, коллонады и каскадъ въ Петергофѣ, дворцы въ Стрѣльнѣ, Гатчинѣ, Павловскѣ и др. Умеръ Воронихинъ въ 1814 г. и похороненъ на кладбищѣ Александро-Невской лавры. Въ большинствѣ случаевъ Воронихинъ придерживался стиля итальянскаго Возрожденія и псевдоклассицизма, господствовавшаго во второй половинѣ XVIII вѣка.

Niva-1911-40-cover.png

Содержание №40 1911г.: ТЕКСТЪ: Заколдованный кругъ 1911 №40. Повѣсть В. Тихонова.—Птица. Разсказъ Бориса Лазаревскаго.—Юбилейная Царскосельская выставка.— Столѣтіе Казанскаго собораПолитическое обозрѣніе.—Къ рисункамъ.—Объявленія.

РИСУНКИ: Дѣдушкино пиво.—Высокій гость.—Хорошее угощеніе.—XXX выставка картинъ Общества Русскихъ Акварелистовъ въ С.-Петербургѣ.—Постановка „Живого трупа“ Л. Н. Толстого на сценѣ Московскаго Художественнаго театра (7 рисунковъ).—Юбилейная Царскосельская выставка (10 рисунковъ).-Карта театра военныхъ дѣйствій между Италіей и Турціей.—100-лѣтіе Казанскаго собора (6 рисунковъ и 1 портр.).—Гибель французскаго броненосца „Libertê“ 12 сентября с. г. (2 рисунка).

Къ этому № прилагается: I) „Ежемѣс. литерат. и популярно-научныя приложенія“ за октябрь 1911 г., 2) „ПАРИЖСКІЯ МОДЫ“ за октябрь 1911 г. съ 37 рис. и отдѣльн. лист. съ 28 черт. выкр. въ натур. величину и 27 рис. дамскихъ рукодѣлій.